Фермеры: на производство козьего молока квот в Европе нет

Обратите внимание: материал опубликован 9 лет назад

Кто, как и где в Латвии занимается производством козьего молока и продуктов из него? Латвийское радио 4 в передаче «Домская площадь» рассказало о фермерах, которые до сих пор хранят верность этому направлению молочного хозяйства, хотя корову держать подчас выгоднее. Напомним, май в рубрике «Есть или нет?» на портале Rus.lsm.lv –  месяц тематических публикаций, посвященных молочным продуктам.

Лиана Апине, хозяйка фермы Междрувас-1 под Гаркалне, возглавляет Латвийское объединение козоводов. В ее хозяйстве сотня коз, и рассказывать о них Лаура может часами. По ее словам, в целом тенденции в козоводстве не очень хорошие, поголовье животных не увеличивается, и число ферм, где занимаются козами – тоже. Сказывается смена династий – средний возраст теперешних владельцев козьих стад составляет около 50 лет.

В Латвии насчитывается 2,5 тысячи крестьянских хозяйств, в которых содержится 13 тысяч коз. Крупных ферм, где число коз может составлять от ста до пятисот, у нас всего десять. Там разводят и племенных животных. В основном же феремры держат до десяти козочек. Но везде каждая коза имеет свой номер и зарегистрирована в базе данных Минземледелия, учитывающей поголовье домашнего скота в стране. Из козьего молока в Латвии сегодня готовят сыр, творог, йогурт, кефир и даже мороженое.

«Молодые не очень хотят заниматься этим делом. Потому что оно довольно трудное и не слишком прибыльное, - признаёт Апине. – Но мы работаем, оптимистично настроены, совершенствуемся, выращиваем племенной материал. Но жаль, что вот эти десять хозяйств, которые его выращивают, в основном продают племенных животных за рубеж. В Латвии у нас этих козлят не берут, хотя мы продаем их по себестоимости. Она довольно высокая, потому что, чтобы козленочка вырастить до 3 месяцев – ему же нужно до ста литров молока. Поэтому у нас молодняк в основном экспортируется».

Вот и получается, что латвийские козочки зааненской породы востребованы в Белоруссии, на Украине и даже в далеком Азербайджане – о них хорошо знают и охотно покупают.

«В Европе пока не покупают, но думаю, что скоро тоже начнут покупать, потому что латвийские козы, в отличие от европейских – здоровые, – добавила владелица фермы. – А там больше болезненных животных. Наши и здоровее, и производительнее, и молоко от них очень вкусное».

Так как козоводческие хозяйства в основном зарегистрированы как домашние производители, свою продукцию они не продают в супермаркете или на рынке, а сдают не реализацию в магазины биологических продуктов*, рассказала Апине. В Риге таких насчитывается с десяток, и у них уже сложился свой постоянный круг покупателей.

Кроме того, фермеры не могут развивать хозяйства из-за нехватки оборотных средств. Несмотря на то, что корова за одни сутки даст 30 л молока, а коза всего три – всё оборудование для дойки и обработки молока примерно одинаковое, денег вложить нужно столько же, а окупятся инвестиции за куда более долгое время.

«Европейские деньги до нас не доходят. Только в виде проектов: если мы хотим провести модернизацию, например, – поделилась Апине. – Но и то не всегда получается – в прошлом году на коровьи фермы деньги для модернизаици давали, а на козьи – нет. А в этом году при модернизаици хозяйства компенсируется 40% издержек на покупку козочек. Так что если кому-то нужно прикупить животных на племя, можно при помощи проекта получить финансирование ЕС».

Но в целом у крестьян в Латвии нет свободных средств, чтобы начать производство. А кредитов им давать не хотят.

«Козоводство – это для банков звучит несерьезно. Часто доводится слышать отказы. Говорят – козоводством заработать труднее, чем разводя коров, потому что, хоть разница в цене молока и есть (козье дороже), удои несравнимо меньше. Очень мала прибыль от продукции с ее скромными объемами, поэтому невозможно быстро и уверенно развиваться, – говорит Апине. – Но у коз есть свои преимущества, по сравнению с коровами: коза – животное помельче, с нею легче управляться. Но экономически, конечно, с нею сложнее. Недаром в Европе нет квот на козье молоко: производи сколько угодно».

Хорошо бы, чтобы в Латвии эта подотрасль молочного хозяйства все-таки развивалась, настаивает Апине. Ведь для аллергичных детишек лучше – местное молоко, оно и свежее, и  дешевле, чем заграничное.

«Если эта ниша у нас пропадет – ну, будут привозить из Польши, из Германии, но то молоко уже не будет такого качества, как наше. Во-первых, оно не биологическое*. А во-вторых, оно будет поставляться уже стерилизованным – сможет храниться долго, но все биологически активные вещества при высокотемпературной обработке утрачиваются. И это было бы плохо – мне бы хотелось, чтобы козоводство и производство биологического молока у нас развивалось», - подчеркнула она.

*биологическим продуктом в ЕС имеет право называться только такой сельскохозяйственный продукт, который от начала до конца получен по биологической технологии: например, скот кормят зерном, выросшим без химикатов на земле, которая  до того не обрабатывалась химсредствами не менее 15 лет; животные пасутся на лугу, а не живут постоянно в стойле, и т.д. - только такая продукция может быть маркирована отметкой "био".

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное