Журналистка De facto подала заявки на несколько работ в популярные в Латвии предприятия, которые действуют через мобильные приложения. В два предприятия общепита – Takeout и Wolt, а также в таксомоторные компании Yandex и Bolt (ранее известен как Taxify).
Вскоре команда De facto узнала, что журналист может работать таксистом в Bolt, хотя закон это запрещает. У журналистки не было таксомоторных водительских прав. Она бы и не смогла их получить, поскольку ее водительский стаж – менее трех лет. Кроме того, журналистка не была зарегистрирована в качестве коммерсанта. А у машины не было лицензии. Это означает, что Bolt не делал все возможное, чтобы убедиться в соответствии соискателя всем выдвигаемым критериям. Хватило лишь электронного подтверждения, что у журналистки есть все необходимые документы.
«Мы определенно проверим дело еще раз – это таксистское водительское удостоверение», - говорит руководитель Bolt в Латвии Карлис Кезберис. Он отметил, что до завершения всех проверок водителя на дорогу не выпускают. На вопрос De facto, почему таксист без лицензии мог совершать поездки еще на прошлой неделе, Кезберис заявил, что нужно разбирать конкретный случай и выяснять, почему что-то не было проверено.
Но если бы Bolt действительно хотел это проверить, сделать это достаточно легко – на странице Дирекции автотранспорта можно бесплатной увидеть список лиц, у которых есть таксистские водительские права.
Однако журналистка De facto приняла пассажира. За поездку он заплатил неполных четыре евро. А псевдоводитель заработала три евро и 12 центов.
По словам директора Департамента автотранспорта Министерства сообщения Таливалдиса Вецтиранса, если журналистка приняла пассажира как частное лицо, был нарушен закон.
«У Bolt сейчас нет прямой обязанности и ответственности проверять [эти данные], но я допускаю, что они могли нанять вас как частное лицо. И тогда такое трудоустройство, возможно, могут рассматривать другие учреждения – что можно, что за это полагается и можно ли так», - заявил Вецтиранс.
Сейчас штраф за нелегальное оказание таксомоторных услуг составляет 700 евро. Но ответственность планируется делить. Уже через два месяца в идентичной ситуации ответственные службы смогут закрыть приложение Bolt и отнять у компании лицензию. К тому же владельцу платформы придется раскрыть информацию о всех своих водителях. В том числе и тех, кто ездил без необходимых лицензий.
В ходе эксперимента De facto установило, что владельцы мобильных приложений ищут лазейки, чтобы не считать курьеров и таксистов своими сотрудниками о всеми вытекающими отсюда последствиями. Например, отмечает De facto, Yandex действует примерно схожим с Bolt образом. Себя считают только владельцем приложения.
Пресс-представитель Yandex Taxi Ольга Демянюк отметила, что «мы сотрудничаем с местными партнерами – транспортными компаниями. Партнеры отвечают за прием водителей на работу и все необходимые проверки, установленные латвийскими законами». Кезберис дополняет: «Мы являемся посредником между конечным потребителем и партнерами, кто оказывает эту услугу».
Однако в случае с Bolt, в правилах, которые компания выдает водителям, есть двусмысленный пункт. В нем не исключается, что кто-то может счесть отношения Bolt и водителя трудовыми обязательствами.
«Ознакомившись с этим договором, мы увидели нарушения. Совершенно определенно, мы попытаемся провести проверку, опросив работников, если нам не удастся связаться с владельцем этого приложения», - заявила De facto руководитель Государственной трудовой инспекции в Рижском регионе Байба Пукюкалне.
Впрочем, работники «сферы приложений» соглашаются на невыгодные условия. В то же время отрасль не предлагает альтернативы. Более того – все вопросы, связанные с бухгалтерией и уплатой налогов, возлагаются на плечи работников. Государственные учреждения, причем, не только в Латвии, пытаются бороться с ситуацией, когда предприятия отказываются считать подчиненных своими работниками. Например, в Великобритании таксомоторная платформа Uber, принцип которой схож с Bolt, проиграла в суде и теперь должна воспринимать таксистов как сотрудников, а не самозанятых лиц.