Как рассказал в эфире программы Латвийского радио 4 "Открытый вопрос" юрист Янис Аболиньш, их могло бы быть больше, однако до людей медленно доходит информация, что такая возможность есть, и что именно она собой представляет. Когда закон только вступил в силу, суды признавали неплатежеспособными только 30 человек в месяц. В прошлом месяце их было уже 146, отметил юрист. Он добавил, что существует две основные причины, по которым люди подают на неплатежеспособность. Это снижение зарплаты, либо резкое падение стоимости недвижимости, купленной в "жирные годы".
Стоит отметить, что в 2008 году сам Аболиньш стал первым латвийцем, который прошел процедуру личной неплатежеспособности.
Другой участник передачи, консультант Ассоциации коммерческих банков Латвии Казимир Шлякота рассказал, что неплатежеспособность – один из двух вариантов выхода из практически безвыходной ситуации. Другой возможный выход – реструктуризация кредитов, которая сейчас не очень популярна. Всего на сегодня 13 тысяч таких случаев, тогда как на неплатежеспособность физических лиц подано 3 000 заявок.
Сам процесс неплатежеспособности состоит из двух процедур. Первая – непосредственно процедура банкротства, вторая – процесс взыскания долга.
Как отмечает Казимир Шлякота, сначала происходит продажа имущества, кроме оговоренного в законе минимума, необходимого для жизни и получения доходов. В основном продается зарегистрированная недвижимость, однако специалисту ассоциации известна пара случаев, когда люди лишались даже телевизора.
Затем происходит процедура погашения обязательств. Если их объем не превышал 100 000 латов, процедура длится до двух лет. Если выше 100 000 латов – до 3,5 лет. В этот период человек должен выплачивать в счет долга одну треть доходов или не менее трети минимальной зарплаты. Закон позволяет впоследствии продлить эту процедуру на год, если вы не в состоянии платить ничего. По прошествии этого времени все долги банкрота гасятся, однако в течении следующих 10 лет не имеет право пройти процесс неплатежеспособности повторно. Кроме того, в течение пяти лет ему нельзя занимать должности в структуре исполнительной власти. В настоящее время мы предлагаем расширить этот список должностями, связанными с управлением финансами, рассказал Казимир Шлякота.