Налог при продаже недвижимости (за редким исключением) нужно платить в том случае, если собственность принадлежала человеку менее пяти лет.
Вия Менготе – одна из тех, кто в свое время попал в юридическую ловушку компании Latvijas Hipotēka. В то время у Вии возникли неожиданные финансовые сложности, из-за чего она искала возможность занять деньги в долг. Заключив договор с компанией Latvijas Hipotēka, она думала, что сделала заем под залог квартиры.
Но фактически она продала свое имущество кредитору за треть рыночной стоимости и стала арендатором собственной квартиры. «Честно скажу, я была в шоке, узнав, что могу потерять квартиру», - вспоминает Вия Менготе.
В связи с интересом Центра защиты прав потребителей, в конце 2018 года Latvijas Hipotēka такую коммерческую практику прекратила. Центр защиты прав потребителей (ЦПКЗ, PTAC) в 2019 году принял решение, которым фактически признал, что была реализована нечестная коммерческая практика, постановив прервать оказание услуги реверсной аренды. Также ведомство выписало штраф – 50 тыс. евро. Представитель ЦПКЗ Байба Витолиня пояснила, что у клиентов складывалось ощущение, что они заключают другой договор, а платежеспособность клиентов не оценивалась должным образом.
Latvijas Hipotēka оспорила решение ЦПКЗ в суде. В июле 2022 года суд вынес вердикт, подтвердив обоснованность решения ЦПКЗ. В решении суда среди прочего говорится: «(..) изначальной целью потребителей была не продажа недвижимости, которая в большинстве случаев являлась их единственной собственностью и местом жительства, а получение недостающих средств».
Когда семья Менготе поняла, что произошло, она стала искать возможность выкупить квартиру. Близкие заняли деньги и помогли с юридической поддержкой, чтобы квартиру вернуть. «Это был очень, очень долгий процесс. Мне кажется, это полтора года тянулось, потому что они постоянно что-то выдумывали», - говорит Вия Менготое.
Чтобы отдать родственникам деньги, Вия Менготе приняла решение продать возвращенную квартиру. Но уже не за 20 тыс. евро, как в случае с Latvijas Hipotēka, а по рыночной цене – почти за 70 тыс. евро. Рассчитавшись с долгами, на оставшиеся деньги женщина купила себе более дешевую квартиру в Бауске.
Но эпопея на этом не закончилась. В реальной продаже квартиры СГД углядела прирост капитала, с которого нужно платить подоходный налог. За счет задержки у женщины образовался налоговый долг – 4237 евро.
«Я им звонила, рассказывала, в чем дело. Им это было неинтересно. Я заработала – так они мне пояснили. Мне нужно было прожить там пять лет, а не сразу же продавать квартиру, иначе я на этом заработала. Может, сказали они это не именно так, но дали понять, что я обокрала страну. Я теперь чувствую себя мошенницей», - говорит Менготе.
Закон не требует платить налог, если продается собственное жилье, в котором прожито более пяти лет. Вия Менготе в конкретной квартире живет с 2000 года – она была там задекларирована и все время платила по счетам. Но поскольку незадолго до продажи был договор реверсной аренды с Latvijas Hipotēka, в том числе с перепиской квартиры на ее имя, СГД сочла, что квартира находится в собственности менее пяти лет.
В СГД говорят: закон не позволяет им интерпретировать суть сделки. Взамен куплено более дешевое жилье, следовательно, с разницы должен взиматься налог.
«Эта ситуация уже является исключением, когда отчуждается один объект недвижимости и делается вложение в другой объект недвижимости. Единственное, вклад не был в размере всей той разницы, которая образовалась от продажи одного объекта и покупки другого. Потому и возникла эта сумма налога», - пояснил с разрешения Вии Менготе главный налоговый инспектор отдела налогов физических лиц СГД Эдмунд Спрогис.
О налоговой задолженности Вия Менготе узнала 20 января прошлого года. Тогда же договорилась с СГД о графике платежей, которые завершатся в этом году. Женщине на данный момент 77 лет, она работает медсестрой в детском саду – иначе долг ей не оплатить. Но в прошлом году один платеж она пропустила, поскольку попала в больницу. Оплатила в следующем месяце, но от СГД уже успело прийти письмо с предупреждением о возможном взыскании долга и немедленной оплате всей суммы долга, которая превышает тысячу евро.
«Эта последняя инспектор мне конкретно сказала – не заплатите, я передам судебному исполнителю, и тогда вы поймете. (..) Все остальные, кто раньше со мной говорили, были человечными», - рассказала Менготе.
В СГД говорят, что решение Центра защиты прав потребителя не может быть основанием, чтобы отменить налоговый начет. И единственное, что можно сделать – договориться о новом графике выплаты долга.
Что касается фирмы Latvijas Hipotēka, заключенные ею договоры попали в поле зрения полиции. В 2018 году был начат уголовный процесс о возможном мошенничестве в крупном размере. В настоящий момент в уголовный процесс объединены девять отдельных дел.
У следователей есть подозрения, что, в результате мошенничества в крупном размере, не менее десяти человек понесли крупные убытки и лишились прав на недвижимость. Чаще всего жертвами мошенничества становились малообеспеченные люди.
Latvijas Hipotēka принадлежит Эдгару Талумсу и Никите Гончару, которые являются членами правления предприятия. В интересах следствия полиция не раскрывает, применен ли и какой статус к этим предпринимателям. Представители компании на вопросы программы De facto отвечали встречными вопросами и комментариями вопросов. «Ваши вопросы, которые по сути уже включают в себя создание негативного образа предприятия, продолжают наносить вред компании и мешают ее деятельности, что мы попросим оценить ответственные учреждения после публикации сюжета», - говорится в электронном письме, которое Latvijas Hipotēka выслало программе de facto Латвийского телевидения.
Публично доступная информация свидетельствует, что владельцы Latvijas Hipotēka занялись новыми видами бизнеса, которые связаны с займами и коллективным финансированием, а в сентябре о них, как об успешном стартапе, была публикация на портале Labs of Latvia Латвийского агентства инвестиций и развития.