«Каждый президент создает свою систему критериев, по которым он помилует правонарушителей. Потому что это именно акт помилования, а не так, что по закону что-то полагается. Есть закон о помиловании, который определяет порядок. Но принцип, как принимаются решения, кого помиловать, а кого — нет, остается за президентом», — говорит экс-президент Валдис Затлерс.
Сам он для себя, будучи во главе государства, решил: люди, которые совершили преступления, связанные с наркотиками, или на сексуальной почве, помилования не заслуживают. Остальные же прошения надо рассматривать, вдаваясь в детали: что совершил, почему, было ли это впервые и так далее.
В каких-то случаях поводом для помилования может быть несоответствие преступления и наказания (например, 4 года тюрьмы за украденные две бутылки водки).
«Вторая группа — те, кто уже очень долго в тюрьме. Скажем, убийство в состоянии аффекта: если он отсидел 10 лет, какой смысл ему сидеть еще 10 лет? Ведь это не изменит содеянного. А сам факт помилования может очень положительно повлиять на человека. Потому что возвращаться в нормальную жизнь после тюрьмы очень сложно. А нам надо, чтобы этот человек мог вернуться в нормальную жизнь», — продолжает он.
По словам экс-президента, он, чтобы убедиться, что не ошибся в своих суждениях, просил Службу помилования узнать, как сложилась судьба людей, которым он помог своим решением. Выяснилось, что из каждых десяти помилованных в тюрьму вернулся только один.
«Для меня это хорошие данные. Если ты можешь вернуть человека в нормальную жизнь, это уже успех», — поделился Валдис Затлерс.
Из президентов Латвии в современной истории больше всего писем осужденных за разные преступления рассмотрел Гунтис Улманис — 3391, помиловал 219. Раймонд Вейонис рассмотрел без малого 700 прошений о помиловании, помиловал 22 осужденных.
Айвар Целмс, осужденный на 10 лет за мелкую кражу, помилован 21 год назад во время президентства Вайры Вике-Фрейберги. На столь долгий срок попал из-за того, что уже раньше был осужден условно, а потому сочли рецидивистом.
В разговоре с «Домской площадью» он признается, что письмо президенту перевернуло всю его жизнь. После освобождения он устроился на работу и даже открыл центр реабилитации для бывших заключенных, где они могли жить и работать первое время после освобождения — самый тяжелый период для тех, у кого нет ни близких, ни средств к существованию. На работу таких берут неохотно. Вот и проявлял милосердие к братьям по несчастью.
Не все после помилования складывалось гладко, но он безмерно благодарен, что его прошение не проигнорировали. Благодарен не только самой главе государства, но и тогдашним сотрудникам службы помилования при Канцелярии президента.
«Президенту потом, когда помиловали, подарил шкатулку, где написал «спасибо тебе». Я ее не подвел», — говори Айвар.
И правда, не подвел, преступлений больше не совершал и в тюрьму больше не попадал, хотя жизнь била сильно и не раз. Брался за любую работу, а сейчас несколько лет работает в такси и на жизнь не жалуется: силы бороться ему придает ответственность за сына, которого воспитывает один с 4-летнего возраста.
Нынешний президент Латвии Эгилс Левитс за время нахождения на своем посту проявил милосердие к узникам тюрем 12 раз, рассмотрев в общей сложности 250 прошений о помиловании.