Недавно евродепутат Сандра Калниете, замглавы группы Христианских демократов Европейской Народной партии, представила доклад на заседании комитета Европарламента по изучению иностранного вмешательства в демократические процессы ЕС. По словам политика, законопроекты, касающиеся цифровых услуг и цифрового рынка, уже находятся на рассмотрении Европарламента и вскоре будут приняты.
Однако, необходимо еще решить ряд вопросов, отметила она.
«Поскольку платформы должны отвечать за содержание, которое на них публикуют, работа их алгоритмов — в том числе по дальнейшему распространению информации — должна быть прозрачной. [...]
Самый важный, на мой взгляд, аспект — это данные. Сейчас примерно пять тысяч легальных компаний собирают, хранят, продают и обмениваются данными о сотнях миллионах граждан ЕС. На этом рынке нет никакой прозрачности и ответственности, поскольку нет [необходимого] законодательства. Кроме этого легального рынка есть еще нелегальный, который, по оценкам экспертов, может быть таким же большим», — сказала С. Калниете.
Калниете также подчеркивает, что необходимо также рассмотреть возможность выделить адекватные ресурсы для борьбы с дезинформацией, которая распространяется на небольших языках — таких, как латышский язык.
«В узком кругу потребителей информации — например, на латышском или еще каком-нибудь другом языке, не столь крупном, как английский — влияние дезинформации на общество намного сильнее. Это потому, что время распространения [этой дезинформации], за которое можно достичь максимального охвата, гораздо меньше, поскольку и сам максимум меньше», — пояснила евродепутат.
Также Калниете считает, что Евросоюз должен оказывать финансовую поддержку традиционным СМИ — без этого, по ее словам, средства массовой информации не смогут выжить в цифровом мире.
С ней согласна и евродепутат Даце Мелбарде, представляющая Европейскую группу консерваторов и реформистов.
По ее словам, цифровые платформы кардинально изменили рынок СМИ.
«Глобальные платформы оказали разрушительное влияние на европейское информационное пространство и изменили медиарынок, сделали его более фрагментарным, а также изменили бизнес-модели СМИ.
Фактически ясно, что СМИ сейчас не могут функционировать без публичной поддержки.
Поэтому очень важно создать механизмы, которые бы обеспечили дополнительное публичное финансирование для них, для качественной и исследовательской журналистики. В докладе, который готовит госпожа Калниете, мы выступаем за то, чтобы на уровне ЕС существовала постоянная программа финансирования СМИ. Первые шаги уже сделаны: в рамках программы «Креативная Европа» в течение последующих семи лет начнут финансировать, в том числе, новостные СМИ», — сообщила Д. Мелбарде.
Член Латвийской ассоциации журналистов Сигита Роке считает, что нужно позаботиться о доступности финансирования для небольших региональных СМИ.
«Я работала с финансированием ЕС, которое было предусмотрено для СМИ. И для таких средств массовой информации, как, допустим, наши региональные, получить его практически невозможно, поскольку не хватает ресурсов администрировать эти проекты. Они очень сложные и я бы сказала, что нужны особые навыки,чтобы эти проекты, во-первых, написать, а, во-вторых, администрировать и потом составить отчет [об их реализации]», — пояснила С. Роке свою мысль.
Еще одно направление по борьбе с дезинформацией — информационная и цифровая грамотность населения. Этот вопрос также поднимается на уровне ЕС, указала евродепутат Даце Мелбарде: «Принят план действий по развитию цифровых навыков. Планируется, что в течение следующих семи лет очень большие средства, в том числе из бюджета Европейского Союза, будут вложены в их укрепление, что также охватывает медиа- и информационную грамотность».
По данным SKDS, в сентябре этого года на вопрос Сандры Калниете, нужно ли Евросоюзу делать более жесткие шаги, чтобы ограничить иностранное влияние, в том числе влияние дезинформации на демократические процессы в Латвии, пятьдесят один процент респондентов ответил положительно, а двадцать четыре процента сказали «нет».
* Публикация подготовлена при финансовой поддержке Европарламента и отражает только позиции сторон, имеющих отношение к созданию материала. Европарламент не несет ответственности за любое использование информации в рамках данной публикации.