В дефиците энергии можно винить Россию, но нельзя винить ее одну — американский аналитик

Обратите внимание: материал опубликован 2 года назад

Европа переживает кризис, вызванный резким ростом цен на природный газ. Некоторые аналитики представляют Россию главным злодеем, но у нынешнего дефицита энергоносителей есть и другие объяснения, указывает американский аналитик.

«Спотовые цены на природный газ в прошлом месяце выросли до уровня, в пять раз превышающего показатели прошлого года в этот период. Среди причин, объясняющих резкое увеличение спроса: снижение добычи газа в Европе, значительный рост спроса на энергоносители в Азии, истощение запасов газа зимой 2020–2021 годов и снижение выработки энергии из возобновляемых источников.

В последние годы европейские импортеры предполагали уменьшить дефицит за счет увеличения закупок сжиженного природного газа (СПГ). Однако сокращение поставок многими производителями СПГ, в том числе США, сделало этот вариант (по крайней мере, временно) недоступным», — поясняет Стивен Сестанович, бывший советник госсекретаря США Мадлен Олбрайт и посол США по особым поручениям в странах бывшего СССР (1997-2001), а ныне — профессор Колумбийского университета, старший научный сотрудник и эксперт по России и Евразии американского «мозгового центра» Council on Foreign Relations (CFR, Совет по международным отношениям, один из старейших американских аналитических центров, основан в 1921 году).

Свои соображения по поводу нового энергетического кризиса и причастности к нему России эксперт высказывает в аналитической записке, опубликованной на портале CFR.

Разжигает ли Россия кризис

И да, и нет, замечает автор. Поскольку нынешняя ситуация на рынках формируется под воздействием очень многих глобальных, региональных и местных факторов,

вряд ли можно обвинять только лишь Москву в высоких ценах и дефиците.

Многие эксперты отмечают, что сама Россия изо всех сил пыталась увеличить добычу газа (и наполнить собственные газохранлища). Президент Владимир Путин назвал утверждения о том, что его страна использует энергетику в качестве оружия, «политически мотивированной болтовней».

Тем не менее, продолжает Сестанович,

этот кризис еще раз демонстрирует готовность России использовать уязвимость своих клиентов,

как это было видно в предыдущих спорах, в частности, с Украиной. «Газпром», крупнейший производитель природного газа в России, до сих пор отказывался от увеличения поставок в Европу сверх предусмотренных долгосрочными контрактами.

В то же время российские лидеры без колебаний связывают увеличение экспорта с быстрым одобрением газопровода «Северный поток-2», который в настоящее время практически завершен, но ожидает разрешения регулирующих органов для начала прокачки газа. «Газпром» зашел еще дальше, заявив правительству Молдавии, что цена будущих поставок газа будет зависеть от того, откажется ли бывшая советская республика от торгового соглашения с Европейским Союзом.

Как мог бы отреагировать Евросоюз

Ответ европейских правительств все еще формируется. Скорее всего, они продолжат постепенно привыкать к факту существования «Северного потока-2», полагает Сестанович. Некоторые страны могут даже потихоньку радоваться, что нынешний дефицит энергоносителей подтолкнул процесс «сдачи в эксплуатацию» СП-2. Но, поскольку этот кризис выявил многие другие элементы энергетической незащищенности Европы, он вынуждает государства-члены ЕС — и Евросоюз в целом — рассмотреть меры по ограничению уязвимости в будущем, прогнозирует эксперт.

В настоящее время анализируются возможные меры реагирования — от небольших шагов по смягчению непосредственного воздействия высоких цен на электроэнергию на домохозяйства с низкими доходами — до полного пересмотра нормативов, регулирующих внутренний энергетический рынок Европы. Также рассматриваются предложения по восстановлению стратегических запасов газа (например, установление минимально допустимых, как это уже сделано в отношении запасов нефти), устранению технических препятствий для перекачки между странами, увеличению инвестиций в возобновляемые источники энергии и конкретизация так называемого «Зеленого пакта для Европы» (European Green Deal), согласно которому все 28 стран Евросоюза к 2050 году должны достичь углеродной нейтральности. Некоторые высокопоставленные лица в ЕС также хотят начать расследование в отношении «Газпрома» за нарушение европейских антимонопольных правил.

Широкий диапазон этих вариантов отражает множественность причин нынешнего кризиса. Эти меры не имеют явной антироссийской направленности — исключение составляет лишь расследование в отношении «Газпрома», указывает Сестанович. Таким образом, с учетом предлагаемых шагов, даже если «Северному потоку-2» будет дан зеленый свет, главная цель Путина (закрепить зависимость Европы от российского газа с помощью долгосрочных контрактов) вряд ли будет достигнута, полагает Сестанович.

Что в итоге

Европейские правительства — и потребители тоже — заново открывают для себя риски и цену зависимости от поставок российского газа. Дебаты о том, как ограничить эту зависимость в будущем, могут включать в себя антипутинскую риторику. Но и без этой риторики маловероятно, что ЕС примет энергетические отношения, которые Россия хочет установить с Европой.

«Нынешний кризис на энергетических рынках заставит европейские правительства внимательнее изучить еще один аспект постепенного отказа от углеводородного топлива.

Поэтапный отказ от инвестиций в собственную добычу природного газа в ЕС сопряжен с риском увеличения рыночной мощи (и потенциала для создания проблем) крупнейшего поставщика континента [то есть России].

Европейские лидеры не будут рады такой перспективе, особенно когда они уже увидели, к чему это может привести», — заключает научный сотрудник CFR.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное