«Но целевая поддержка — это политическая иллюзия, поскольку мы поддерживаем от 3 до 5%, но риску бедности подвержены 23,4% жителей, а в Латгалии — и вовсе 36%. Кроме того, нам еще нужно учитывать рост цен на отопление, поскольку это очень большой риск... Что вообще означает — целевая или нецелевая поддержка, если в ней нуждаются около 40% жителей? Ведь даже человек со средним достатком чувствует себя в этой ситуации под угрозой. Возможно, ему и не нужно это пособие, но государство рискует тем, что внутреннее потребление на рынке снизится. Это означает, что не только рост тарифов для нас смертелен, но и угроза инфляции удваивается. Поэтому риски очень высокие», — заявил он.
Салминьш подчеркнул, что поддержка от государства будет — однако вряд ли в тех же масштабах, что в прошлом отопительном сезоне.
«Первая хорошая новость в том, что мы договорились с Министерством благосостояния о том, что гарантированный минимальный доход и жилищное пособие со стороны государство будем субсидироваться 50 на 50. То есть хотя бы этот уровень мы можем удержать. В Министерстве экономики нужно будет говорить о медиане, которая в прошлом году составляла 68 евро за мегаватт, а разницу дотировали. К сожалению, сейчас этого уже нельзя позволить, поскольку даже в Риге тариф будет в два раза выше. Нужно думать над тем, как потушить эти пожары. С Министерством экономики нужно говорить о том, сколько и чего госбюджет может позволить», — заявил он.
Однако в общем и целом, указал Салминьш, успокоить латвийцев пока нечем:
«Пока нет ни одного конкретного решения, чтобы можно было успокоить жителей, нет. Это было бы ложью. В любом случае, понятно, что такой объемной поддержки, какая была в прошлом году, в этом году не будет. И понятно, что плата за отопление по стране в среднем увеличится в два раза. Хороших прогнозов нет, но нужно искать решения, чтобы помочь хотя бы части населения. Сейчас проходит конкурс по переходу на альтернативное отопление, финансирование там чуть более 60 миллионов, и 70 проектов по переходу с газового отопления на альтернативное. Но, к сожалению, все эти разговоры о том, что мы сейчас тут поставим новые котлы в течение нескольких месяцев, необоснованны. И те претенденты, у которых уже сейчас высокий уровень готовности, они все это смогут сделать не раньше, чем в январе/феврале. К сожалению, большая часть финансирования реально будет только в следующем году»
Поддержка должна быть региональной — нужно помочь регионам с более низкими доходами, а также немного изменить политику предоставления помощи, уверен Салминьш.
По его словам, важно помочь и бизнесу:
«В любом случае, нужно думать, как нормализовать поставки щепы, поскольку необходимо помочь своим предприятиям, чтобы их деятельность не прекратилась в зимний период. Это уже следующая проблема. Этот денежный поток должен быть более или менее корректным, чтобы в январе предприятия теплоснабжения в Латвии оставались платежеспособными. Здесь целый комплекс вопросов, на часть которых, я надеюсь, мы получим ответы 15 июня на ежегодном собрании с Министерством экономики. Конечно, не на все вопросы мы получим ответы, все лето мы будем усиленно работать над решениями»
Снижение температуры в домах может привести к снижению счетов, однако с этим методом нужно быть чрезвычайно осторожными, подчеркнул Салминьш:
«Это очень популярная вещь, поскольку реально один градус экономит в среднем 5% общего платежа. До 16 градусов в квартире еще считается удовлетворительной температурой, хотя пожилые люди и дети будут мерзнуть. Люди достаточно чувствительны к таким изменениям. Это такое уже очень экстремальное решение. Можно понижать температуру до 16 градусов, но не более, отказываться от горячей воды, но в XXI веке это недопустимо. Конечно, нужно экономить, разъяснять такие вещи людям и обсуждать их с обслуживающими компаниями, но нужно понять, что в угловых квартирах в многоквартирных домах уже сейчас 16 градусов. Если снизить температуру до 16, то в угловых будет вообще 12 градусов. Это не так просто, как об этом говорят политики».
Еще один аспект — вопрос утепления жилья, но и здесь в Латвии дела идут не очень гладко:
«Это очень распространенный вопрос, но будем честны — мы утеплили только 10% многоквартирных домов. Государство не разработало ни одного механизма — кроме того, что нам сейчас дает Европа. И такими темпами мы этот процесс будем продолжать еще лет 90. Есть самоуправления, у которых более успешно решается этот вопрос. Но здесь еще есть и бюрократические препятствия, которые на законодательном уровне у нас установлены. Латвия грешит тем, что у нас не создан фонд энергоэфективности жилья. Мы рассчитываем только на деньги из еврофондов, а нужно было бы софинансировать, как это делается в Литве. Поэтому я бы не стал обвинять в этом только самоуправления. То, что государство в этом вопросе полагается на Европу… Ну, я могу вам сказать — чтобы утеплить в Латвии все многоквартирные дома, необходимо 4,5 миллиарда евро. Нужно менять систему, всех этих программ Altum недостаточно. Есть еще одна проблема — в каждом многоквартирном доме проживают очень и очень разные люди. Ну не может себе одинокий пенсионер позволить то же самое, что, например, молодая семья айтишников. Это все не так однозначно»