С осени 2020 года Ингуна Судраба руководит проектом, который финансирует Евросоюз, по внедрению международных стандартов в Счетной палате Украины — высшем органе аудита этой страны.
«У меня ощущение было такое, что я работаю с институцией такой же, в которую я зашла в 2004 году в Латвии»,
— вспомнила гость программы начало своей работы в Украине.
По словам экс-главы Госконтроля, этот орган должен быть примером для других ведомств, а потому очень важно правильно выстроить все процессы.
«Самый главный процесс — как проводить аудит. Потому что
до сих пор все это понимание, как это работало — это такие пост-советские контрольные мероприятия типа инспекции»,
— признала Судраба.
Она отметила, что финансовый контроль и внешний аудит — одно из требований Евросоюза, членом которого Украина хочет стать. Также эти процессы напрямую связаны с борьбой с коррупцией.
«Если люди не хотят, чтобы Счетная палата работала в соответствии с международными стандартами, проводила правильно финансовый аудит и финансовые отчеты, докладывала об этом парламенту, это значит, что они поддерживают коррупцию».
В Украине до сих пор не проводилась консолидированная финансовая отчетности государства, в то время как для Латвии это — «главный документ», который каждый год подает правительство, подчеркнула Судраба.
Она констатировала, что толерантность к коррупции в Украине значительно выше, чем в Латвии.
«Если сравнивать толерантность к коррупции в Украине, то мы еще находимся на высокой ступени, так как у нас намного меньше этой толерантности. (…) Насколько люди вникают в какие-то ситуации, насколько люди читают новости по заголовкам, насколько они анализируют информацию, насколько задают вопросы. (…) Я удивляюсь, что люди постоянно верят в невыполнимые обещания», — поделилась впечатлениями экс-глава Госконтроля
По ее ощущениям, не все украинцы осуждают коррупцию, принимая ее, как действительность. Например, во время оформления вида на жительство в Украине, у Ингуны Судрабы не приняли купленную ею страховку, вместо этого попросили купить более дорогую в страховой компании, которая находилась неподалеку.
«И когда я рассказываю коллегам в Счетной палате, они говорят: ну да, так у нас есть».
Философия зарабатывания на всем, что делаешь, не исчезает у части украинцев даже во время войны, признала Судраба. В то же время, она отметила, что
«хорошо, что люди хотят перемен, они хотят работать в соответствии с международными стандартами, иначе в нашей работе не было бы смысла».
Экс-глава Госконтроля подытожила, что Украине предстоит еще много работы — «изменить эту среду, изменить понимание ценностей, (…) понять, где слабые места».