Опрошенные радиожурналистами специалисты признают: теперешний темп реновации многоквартирного жилья в Латвии слишком медленный, и чтобы хоть как-то приблизиться к намеченным Брюсселем амбициозным целям, его следует ускорить как минимум вдвое. При теперешних темпах пройдет почти сто лет, прежде чем в стране удастся восстановить все многоквартирные здания, которые имеет смысл реновировать, их насчитывается около 11 тысяч. За последние 13 лет реновировано 1600 домов — около 10% от необходимого. До намеченного ЕС срока достижения «климатической нейтральности» осталось 28 лет. Пока это выглядит труднодостижимой целью, говорит замдиректора департамента жилищной политики Минэкономики Карина Труханова:
«Требование Брюсселя — волна реновации, удвоение темпов восстановления домов, с чем Латвия абсолютно согласна, с этим согласны и остальные страны ЕС. Только мы по-прежнему упираемся в два фактора: просвещение, информированность, привычки населения — и доступность финансирования. Нам необходимо 4,5 миллиарда евро, чтобы восстановить все многоквартирные здания в таком объеме, как требует Брюссель».
У Латвии таких средств нет. И будут ли, пока неясно: сейчас понятно только насчет денег на ближайшие шесть лет (текущий планировочный период — до 2027 года). Это 465 млн евро. Половина — грант из структурного фонда ЕС, остальное — кредитные средства, которые жильцам нужно согласиться взять в банке.
В Минэкономики признают, что хотелось бы, конечно, больше ясности, но пока повышение энергоэффективности продвигается вперед небольшими шагами, и результат таков, как есть.
Где взять денег, когда «слезем с иглы ЕС»?
Доступность денег из еврофондов — огромное подспорье для квартировладельцев: ведь это позволяет им провести реновацию, оплатив из своего кармана только половину стоимости проектов. Но когда финансовые вливания ЕС прекратятся — где искать финансирование? По словам Карины Трухановой, настанет черед действовать самоуправлениям:
«В 2023 году у рижского самоуправления будет своя программа энергоэффективности, рижане смогут подать по ней заявки, так что мы надеемся, что продвинется эта застрявшая ситуация с восстановлением многоквартирных домов именно в Риге.
44% всех многоквартирных домов находится в Риге, но наиболее активное восстановление до сих пор происходило как раз в регионах».
К тому же упрощен ряд процедур, что позволяет квартировладельцам прийти к решению о реновации и утеплении здания быстрее. И о кворуме, и о возможности электронного голосования, а муниципальное финансирование в Риге позволяет надеяться, что прорыв все же станет возможен, пояснила Труханова.
Здания ждать не могут — профессор
Но программа в своей сути не менялась десять лет, объем сделанного — ничтожный, и если так продолжать, то на реновацию жилфонда потребуется лет 80-100 (а дома тем временем продолжат ветшать), говорит ассоциированный профессор Института среды и теплосистем РТУ Агрис Камендерс.
«Конечно, ста лет у нас нет. У нас нет даже ни 10, ни 15 лет»,
— сказал он.
Госконтроль, напомнил Камендерс, еще два года назад по итогам ревизии заявил, что в латвийских городах львиная доля многоквартирных домов находится в критически плохом техническом состоянии:
«Размер платежей недостаточен, не производятся накопления, и денег не хватает на текущие ремонты, а это уже вопрос о пожаробезопасности. Чем дольше мы будем откладывать эту проблему, тем больше она обострится. Не говоря уж о ценах на энергию, которая нас ожидает в ближайшем отопительном сезоне. И это будет очень сложно, особенно для самоуправлений».
Профессор подчеркнул, что у государства должна иметься четкая стратегия на 10-15 лет вперед, с тем чтобы реновировать за это время до 16 тысяч жилых домов. Темп реновации следует как минимум удвоить:
«Больше чем 10 тысяч домов за 10-15 лет нам не восстановить. Мы говорим о 1000 зданий в год. Сейчас реновируем максимум 200. При существующей программе, емкости, актуальности это недостижимо. Это невыполнимо. Мы это сможем сделать, если кардинально изменим подход. Рига теперь взялась это сделать, и увидим, как это будет на деле».
Смена подхода, ко Камендеру, означает отказ от пилотных проектов (как сейчас) в пользу массового утепления зданий. Нужно добиться, чтобы в год реновировалось хотя бы 400-600 домов:
«Это требует индустриализации. С точки зрения и управления проектом, и проектирования, и со стороны подрядчиков, которые считаются со стабильным объемом работ, у них есть рабочая сила, они считаются с этим. Сейчас со стороны строительства проблема: они знают, что в этом году есть финансирование ЕС на реновацию зданий, через два года его может, не станет. Вот как сейчас — сейчас я не знаю, что будет летом. Допускаю, что многие проекты будут не реализованы. В других секторах, например, в строительстве общественных зданий и в целом в строительстве всё происходит, но в секторе многоквартирных домов не будет много проектов».
Еще шаг: укрупнение
Госполитика в ближайшие годы будет ориентирована на массовое утепление и реновацию жилых домов, рассказала специалист Минэкономики Карина Труханова. Речь о целых подлежащих реновации кварталах. Такой подход, когда восстанавливается не один дом, а целый квартал, предусмотрен и долгосрочной стратегией восстановления зданий — и это пора развивать, считают в министерстве.
«Стратегия предусмотрена до 2030 года. Эта идея в Латвии развивается, и необходимо время чтобы понять, что это означает, какие выгоды принесет.
Для массовых проектов нужны меньшие финансовые средства. Есть общая земля, на которой стоят дома. Не приходится тратить время и финансы, чтобы согласовать несколько проектов, это один процесс, меньше бюрократических препон».
Амбиции в цифрах выглядели бы иначе — подрядчик
Амбициозной была бы цель ежегодно реновировать по 3-4% многоквартирного жилфонда, говорит глава Латвийского партнерства строительных подрядчиков Гинт Микельсонс. При таких темпах уже удалось бы к 2050 году сделать 90% зданий энергоэффективными, с «близким к нулю» потреблением. Пока же, по оценке Микельсонса, Латвия делает слишком маленькие шаги.
«Мне не дожить уже до того, когда будет реновировано 60%, 70% или 80% многоквартирных зданий. Так развиваясь, мы утеплять еще сто лет будем. Если это стратегическая цель, государству нужно понимать, что в этом сегменте важно энергопотребление, хотя и эмиссии парниковых газов. Можно увеличить объемы [работ]. Всегда можно нарастить объемы, и, по-моему, это следует делать быстро, на раз-два».
Камнем преткновения, по словам подрядчика, является финансирование проектов. Реновация не набирает обороты, потому что единственный источник дополнительных средств — еврофонды.
«Сейчас так: есть деньги — делаем, нет денег — не делаем. В понимании нашей отрасли, следовало бы создать особый фонд. Долгосрочный фонд, и в нем могли бы участвовать разные представители отрасли — и те, кто финансирует, и девелоперы, и подрядчики. Это долгосрочная история»,
— сказал Микельсонс.
В условиях неопределенности с финансированием крупные подрядчики, по его словам, реновацией жилья заниматься не жаждут. В этом сегменте заняты стройфирмы средней величины, но для снижения себестоимости работ нужно было бы не только приветствовать участие крупных фирм, но и уменьшить бюрократию. Сейчас четыре года проходит с начала замысла до реализации проекта, прозвучало в передаче. Микельсонс указал, что этот срок нужно сократить до двух лет.
Как писал Rus.LSM.lv, вопрос софинансирования проектов повышения энергоэффективности остается очень острым: опрос общественного мнения, проведенный в конце 2021 года, показал, что латвийцы не готовы платить больше ради «зеленого курса» Европы. На вопрос, необходима ли в Латвии большая господдержка для реновации зданий, утвердительно ответили 76% респондентов.