Сейчас для определения понятия «климатическая норма» используются данные за 30-летний период – с 1991 до 2020 года. Прежней точкой отчета был период с 1961 до 1990 года. Лаура Круминя отметила, что если сравнивать обе «нормы», видно, что в Латвии растет не только средняя годовая, но и сезонная температура.
«Переходные сезоны, весну и осень, это затронуло меньше. Но для зимы и лета изменения заметные», - пояснила синоптик.
«Белые» Рождество и Новый год – в прошлом?
В прошлый период зима наступала в декабре – это означало, что приходили морозы, которые держались до весны. Сейчас, отметила Лаура Круминя, зима уже не имеет стабильных погодных условий, а мороз чередуется с оттепелями. В будущем, прогнозирует синоптик, такие неустойчивые погодные условия будут еще более выраженными.
«Нужно быть готовыми к тому, что такие перемены погоды в короткий период будут наблюдаться довольно часто», - признала она.
Отдельно она упомянула и новогодние праздники. Конечно, в будущем иногда погода сможет порадовать снегом на Рождество, но это будет не часто. Более вероятно, что праздники будут без снега и красивых белых пейзажей, «которые ассоциируются с этим сезоном».
Реки становятся непредсказуемыми
Нестабильная погода зимой делает этот сезон весьма неспокойным с точки зрения гидрологии. Эту ситуацию хорошо описывает происходящее на Даугаве и Гауе, где из-за затопления территорий в отдельных местах были затоплены дома и пришлось эвакуировать жителей.
«Желтый уровень опасности из-за угрозы затопления был объявлен еще в конце прошлого года, когда началась оттепель. Таял снег, шел дождь, начался ледоход, а уровень воды в реках начал повышаться. Это привело к тому, что низинные места затоплялись. Не везде это дома, в отдельных регионах под водой оказались дороги и объекты инфраструктуры.
Наступивший сильный мороз привел к тому, что ситуация ухудшилась.
Лед успел сойти не во всех реках, из-за чего образовались ледовые заторы. При низких температурах в этих местах начал образовываться новый лед.
Сейчас хуже всего ситуация в районе Плявиняс, где Айвиексе впадает в Даугаву. Там затоплены некоторые дома, а жителей пришлось эвакуировать. В самом Плявиняс ситуация не так плоха, поскольку ледовый затор защищает город. Но выше по течению – на участке от Плявиняс до Екабпилса – ситуация гораздо хуже. И есть большая вероятность, что там уровень воды продолжит расти», - пояснила Лаура Круминя.
Впрочем, сейчас, когда снова началась оттепель, говорит Лаура Круминя, ситуация ухудшается и в других местах – в Огре, а также на отдельных участках рек Гауя и Лиелупе.
Загадывать, какой будет весна, рано
При нынешней переменчивой погоде довольно трудно прогнозировать, какова будет ситуация весной. Лаура Круминя отметила, что с точки зрения паводков в Латвии уже бывали периоды, когда в середине зимы ситуация была очень трудной, а весна проходила относительно спокойно.
«Если больше не будет интенсивных снегопадов, то и уровень воды, которая поступает в реки, будет меньше. Но сейчас это только спекуляции. До весны еще далеко, и пока нельзя сказать, что остальные зимние месяцы пройдут без льда и морозов. Поскольку низкие температуры еще могут быть», - сказала синоптик.
Лето станет жарче и суше. Или более дождливым
Впрочем, в будущем придется считаться и с изменениями погоды и летом. Например, говорит Лаура Круминя, в летние месяцы возможны ситуации, когда длительное время будет жарко и сухо. «Уже бывали случаи, когда на протяжении месяца было очень жарко, а осадков не наблюдалось. Но есть и варианты, когда, наоборот, осадков будет много, и они будут очень интенсивными. И первый, и второй вариант не исключают друг друга. Нужно считаться с тем, что экстремальные проявления могут выражаться более интенсивно, чем раньше. Не исключено, что в будущем, например, крестьянам придется выращивать другие сорта пшеницы. В Латвии будут появляться новые растения, которые раньше тут не росли. Или новые виды животных, которых раньше тут не было. И такие явления мы видим уже сейчас», - признала Лаура Круминя.
При этом она не уверена, что климатические изменения, вызванные деятельностью человека, можно остановить. Но, полагает она, снизить интенсивность этих изменений все же можно.