Политолога Юриса Розенвалдса больше всего удивили избиратели, которые голосовали за «Союз зеленых и крестьян» (СЗК), потому что они «совершенно явно голосовали за Айвара Лембергса». По мнению политолога, перспектив для попадания в правительство у СЗК совершенно нет. Кроме того, Розенвалдса немного удивили русскоязычные избиратели. Он считает неудачу «Согласия» на выборах в какой-то степени закономерной, однако не верит, что партия «Стабильности!» будет защищать интересы русскоязычных избирателей.
«Если у кого-то есть иллюзии что, “Стабильности” будет защитником русскоязычного электората, думаю, это наивное представление»,
— отметил Розенвалдс.
Потеря голосов «Согласием» не удивила главного редактора журнала «Открытый город» Татьяну Фаст. По ее словам, к этому шло со времен выборов в Рижскую думу, и не только потому, что им нечего было предложить избирателю.
«Им самим мне кажется стало не так интересно работать в политике. Я не видела горящих глаз, идей, новых молодых лидеров. Не было ничего, чем можно было бы удивить», — сказала Татьяна Фаст.
Также ее удивило, что не прошли «Консервативные» и «Развитие/За!». По мнению главреда, произошла некоторая реабилитация консервативных политиков на фоне либеральных, хотя самые консервативные как раз не прошли.
Успех «Нового единства»
Специалисты во многом объясняют победу «Нового единства» на выборах близостью войны, отмечая также персону Эдгара Ринкевича.
«У людей есть тенденция сплачиваться вокруг тех, кто держит флаг, так сказать.
Если бы не было войны, наверное, таких цифр тоже бы не было»,
— отметил Юрис Розенвалдс, назвав при этом представителя партии Эдгара Ринкевича «самым успешным и симпатичным» министром, который «наиболее разумно из всех латвийских политиков» отреагировал на споры вокруг событий 8-9 мая.
«Люди хотят предсказуемости в этой ситуации войны под боком. “Новое единство” каким-то образом его обеспечивает, в том числе в плане того, что касается безопасности», — сказала Татьяна Фаст, добавив, что люди склонны забывать все плохое и помнить все хорошее. Так, все «перегибы» касательно пандемии остались в прошлом, а помощь от государства предоставляется сейчас.
Национальное объединение и Объединенный список
«На наших глазах происходит явный крен, поворот в сторону национал-консерватизма», — считает Юрис Розенвалдс. Он подчеркнул, что в «Объединенный список» входит Партия регионов, которая активно сотрудничает с Нацобъединением.
Татьяна Фаст перегибов в эту сторону не видит. Она подчеркнула, что в «Объединенном списке» много хозяйственников, у которых в первую очередь в голове экономические интересы.
В то же время Розенвалдс отметил, что значительная часть представителей «Объединенного списка», в том числе и кандидат на пост премьер-министра Улдис Пиленс в свое время основали «Народную партию», которую связывали с олигархами.
Фиаско «Развитие/За»!
Участники дискуссии сошлись во мнении, что причиной неудач этих политических сил во многом стали противоречивые решения министерств, возглавляемых их представителями.
Здесь свою роль сыграл и законопроект о военном призыве, и ситуация со здравоохранением (в том числе во время пандемия), негативно повлиявшие на рейтинг министров обороны Артиса Пабрикса и здравоохранения Даниэля Павлютса.
Против их инициатив и проголосовали люди,
считает Татьяна Фаст.
Юрис Розенвалдс также напомнил об административной реформе, которую «продавливал» бывший министр окружающей среды и регионального развития Юрис Пуце. По мнению политолога, реформа «была нужна, но не такими методами».
Поражение «Согласия»
Объективные причины потери голосов партии – события в Украине и РФ, отметила Татьяна Фаст. По ее мнению, «Путин отменил практически все русское», из-за чего защищать советские памятники или русский язык стало «неприлично», ведь такие действие стали приравнивать к поддержке Путина. «Согласие» оказалось в этой ловушке. Среди субъективных причин журналист отметила отсутствие молодых лидеров.
При этом Юрис Розенвалдс не думает, что «Согласие» так легко исчезнет, ведь впереди еще муниципальные выборы, а у «Согласия» есть «несомненный интеллектуальный потенциал».
«Росликов — русскоязычный Гобземс»
Юрис Розенвалдс считает, что стилистика двух политиков очень похожа, поэтому следующие 4 года в Сейме будет «перформанс». По мнению политолога, Росликов — «театр одного актера», за которым пока не видно других. Розенвалдс также отметил более низкую долю людей с высшим образованием в «Стабильности!» по сравнению с другими партиями.
«Латвия любит голосовать за лидеров»
Успех СЗК и партии «Латвия на первом месте» во многом объясняется персонами их лидеров — Айвара Лембергса и Айнара Шлесерса, считает Татьяна Фаст.
«Наверное, это нормально для избирателя, когда он ставит на сильную, яркую харизматичную личность (…) Негатив [со временем] стирается, и люди помнят, что при том же Шлесерсе развивался аэропорт, приходили инвесторы… (…) При том же Лембергсе развивался Вентспилс. (…) Устав немного от идеологических лидеров, которые больше занимались национальными вопросами,
люди, видимо, проголосовали за возвращение все-таки к экономике, а любой олигарх связан в их сознании именно с экономическим развитием»,
— сказала журналист.
Чего хочет латвийский избиратель?
По мнению Татьяны Фаст, латвийский избиратель прежде всего хочет безопасности, чтобы не пришла война, а также экономической защиты.
По мнению Юриса Розенвалдса, латвийцы больше всего хотят пережить отопительный сезон. С этим во многом были связаны обещания практически всех партий, отметил политолог.