В понедельник 29 августа на станцию отправилась международная миссия специалистов-ядерщиков — МАГАТЭ долго добивалась этого визита от РФ, пока не получила на прошлой неделе согласие. Украинская сторона била тревогу, взывая к союзникам с просьбами серьезно отнестись к угрозам аварии на станции. Территория вокруг станции подвергалась обстрелам, воюющие стороны обвиняли в этом друг друга. Из-за возможной катастрофы на Запорожской АЭС местные власти даже проработали план эвакуации населения.
«Что совершенно ясно, были какие-то военные цели как с Чернобылем, так и с Запорожьем... А какие — и умные или неумные, этого я не знаю. Но факт тот, что они вот что хотели сделать: отключить от сети и пойти на охлаждение с генераторами на дизельном топливе — такой ситуации никогда там не было, и это было самое рискованное дело и самая рискованная ситуация», — сказал Затлерс.
Одной из целей захвата станции россиянами было переориентирование потока электроэнергии в оккупированный Крым — об этом упоминали украинские должностные лица. Попытка отключения от энергосети могла превратиться в новый Чернобыль, пояснил экс-президент:
«В любой момент! Я вообще так напрягся: у людей ум есть вообще или нет?! Есть какой-то посредник, который может сказать: это атомная энергия, это не гидроэлектростанция — закрыл шлюзы, открыл шлюзы... Факт тот, что они опомнились! И все-таки тогда подсоединили обратно украинскую энергосеть. Потому что атомная станция не может работать в холостом режиме, там его нет. Нагревается это озеро — или где там вода.
Сейчас за ситуацию я уже спокоен, потому что они подключили обратно. Поехали туда эксперты [МАГАТЭ], и ситуация более или менее под контролем. Три дня назад она под контролем не была. (..) Не надо играть с мирным атомом! Чернобыльский мирный атом навредил Европе настолько сильно. И Украине много навредил».
Ссылаясь на свой чернобыльский опыт, Затлерс говорит: тогда СССР был готов к ядерной войне — но оказался не готов к катастрофе на мирном атомном объекте. Всё пошло совсем не так, как прогнозировалось — ученые только руками разводили, обобщая все новые поступающие данные о распространении облака радиации. Поэтому к картам прогнозов возможного направления движения радиационного заражения в случае аварии на Запорожской АЭС стоит, по его словам, относиться скептически.
«Это непредсказуемо! Посмотрите: Чернобыль — это охлаждение, Фукусима — это охлаждение... А тут они (россияне) собрались порисковать, да?» — сказал бывший президент.