«США и их европейские союзники приведены в состояние повышенной готовности — отчасти из-за вероятности серьезных сбоев на европейском энергетическом рынке, который остается чрезвычайно зависимым от российских нефти и газа. Нападение России на Украину может повлечь за собой отмену незавершенных проектов, в том числе газопровода “Северный поток-2”. К тому же президент России Владимир Путин пригрозил ограничить экспорт энергоресурсов. Пытаясь смягчить этот кризис, Белый дом возглавил усилия по переориентации энергопоставок в Европу, но эксперты говорят, что за любое решение придется заплатить болезненно высокую цену», — отмечает Джеймс Макбрайд, заместитель главного редактора портала Council on Foreign Relations (CFR) — одного из старейших американских «мозговых центров» (основан в 1921 году), специализирующегося на вопросах международных отношений и внешней политики США.
Энергетический сектор в России
Макбрайд напоминает: Россия является третьим крупнейшим в мире производителем нефти, а по добыче природного газа занимает второе месте. По некоторым оценкам, на долю ископаемого топлива в 2019 году приходилось 14% ВВП страны, и доходы от этого сектора экономики обеспечили более 40% федерального бюджета.
В последние годы «углеводородные» доходы позволили России накопить около 630 миллиардов долларов валютных резервов. В прошлом году Кремль сверстал федеральный бюджет с прогнозируемой ценой нефти в 45 долларов. На протяжении года фактические средние цены держались на уровне, близком к 70 долларам, объясняет автор. Британский историк и экономист Адам Туз указывает, что этот запас позволил Путину в значительной степени смягчить последствия экономических санкций, введенных Западом после аннексии Крыма Россией в 2014 году.
Большая часть производимых в России энергоносителей идет на удовлетворение европейского спроса — особенно природный газ, транспортируемый по сети трубопроводов, в советскую эпоху проложенных по территории Украины и других стран Восточной Европы.
Связанные одной «Дружбой»
«Кремль зависит от доходов из Европы, а Европа зависит от российских энергоресурсов. Многие аналитики уверены в том, что такая зависимость Европы означает, что в случае введения более жестких санкций в отношении Москвы возникает риск поставить под серьезный удар поставки энергоресурсов», — пишет Макбрайд.
Россия поставляет около трети потребляемого в Европе природного газа, который используется для отопления зимой, а также для производства электроэнергии и промышленного производства. Также Россия покрывает четверть импорта сырой нефти ЕС.
Некоторые государства Евросоюза (например, Испания и Португалия) мало зависят от российских энергоносителей. Но Германия — крупнейшая европейская экономика — получает более половины необходимого ей газа и свыше 30% нефти из России. Во Франции большая часть энергии производится на АЭС, но страна все еще зависит от импорта из России для удовлетворения потребностей в ископаемом топливе. Планы Германии и других стран по поэтапному отказу от атомной и угольной энергетики могут еще больше усилить такую зависимость.
Что может изменить «Северный поток-2»
Строительство трубопровода было завершено в сентябре 2021 года, однако его ввод в эксплуатацию откладывается из-за задержек с получением одобрения регулирующих органов и повышенного политического внимания на фоне роста напряженности в отношениях Запада и России, отмечает эксперт CFR.
В случае запуска проекта большие объемы газа из России в Германию пойдут в обход Украины и других транзитных стран. Этот момент был спорным с самого начала проекта. Критики, в том числе из Вашингтона, предупреждают, что в результате влияние Москвы на европейские страны увеличится, что способно усилить внутриевропейские разногласия по поводу реагирования на российскую агрессию. Польша и Украина, в свою очередь, опасаются, что запуск нового трубопровода лишит их миллиардов долларов, которые они ежегодно получают за транзит, и также поставит их еще в большую зависимость от России.
Эти опасения подтвердились в конце 2021 года, когда Россия воздержалась от дополнительных поставок газа, несмотря на резкий роста спроса на энергию. Результатом стали трехкратный скачок цен и угроза дефицита энергоносителей по всей Европе. Для Франции этот эпизод стал подтверждением правильности ее давней ставки на атомную энергетику, добавляет Макбрайд.
Что дальше
Лидеры США и Европы особенно обеспокоены по поводу возможных серьезных перебоев в поставках энергоносителей в случае полномасштабного вторжения России на Украину. Правительство Германии заявило, что готово обсуждать полную остановку «Северного потока-2», если это произойдет.
Такой шаг может создать серьезную проблему: потребуется одновременно и обеспечить поставки газа в Европу, и наказать Россию. Президент США Джо Байден заявил, что Москве дорого обойдется вторжение на Украину — одной из мер может быть отключение российских банков от мирового финансового сектора.
Но
если Путин в ответ «отключит газ», это может привести к новому скачку цен на энергоносители, запустить инфляцию и подорвать экономическое восстановление Европы после пандемии.
Брюссель и Вашингтон предпринимают усилия для поддержки энергетических потребностей Европы. На случай чрезвычайной ситуации у Европы есть газовая «подушка безопасности» — хранилища с запасом примерно на месяц потребления. Кроме того, коммерческие поставщики обычно держат объемы, необходимые примерно на девять недель. Белый дом изыскивает возможности обеспечить дополнительные поставки сжиженного природного газа. Подобный подход помог снабжать Японию энергией после ядерной катастрофы на Фукусиме.
Однако большая часть мирового предложения энергоносителей уже «расписана» в рамках существующих обязательств. Кроме того, даже если дополнительные поставки и способны краткосрочно смягчить кризис, итоговые затраты будут высокими. Эксперт по энергетике частного исследовательского Университета Тафтса (США) Эми Джаффе утверждает, что и в случае полного прекращения импорта из России, Европа, вероятно, все-таки найдет выход: производители могут перенаправить часть поставок сжиженного газа, а потребители — переключиться на уголь или другие энергоносители. Однако
«любое изменение поставок будет происходить по самой высокой цене, и в результате счета европейских потребителей за отопление вырастут еще больше».