Александра Полещук рассказала, что при написании магистерской работы проводила исследование и читала стратегические планы развития латвийской столицы. В основном, по ее словам, документация относится к периоду, когда город возглавлял Нил Ушаков, поскольку до того оцифровка документов еще не была настолько развитой.
«Читая документы, трудно понять, какая стратегия. Образно говоря, нельзя понять, «кем мы должны стать, когда вырастем». Есть какие-то отдельные проекты, но в общую мозаику они не складывались», - отметила Александра Полещук.
Спать можно, жить – нет
Во время пандемии отдельной головной болью столицы стала инфраструктура микрорайонов, которая, отчасти, полагает Александра Полещук, стала одной из причин стремительного распространения вируса по Риге.
Сейчас, по ее словам, происходит отток населения из микрорайонов в пригороды. «Кто может себе это позволить, переезжают в Марупе или Бабите. Получается, те, кто побогаче уезжают, а остаются люди победнее или более старшего возраста. Сейчас в основном в микрорайонах живут пожилые люди. Но инфраструктура для них не предусмотрена. Попробуйте хотя бы скамейки посчитать в любом районе», - говорит журналист.
По мнению Александры Полещук,
город к этим изменениям адаптироваться не успел, а пандемия застала его врасплох, обострив все тенденции, что наблюдались и ранее.
«Микрорайоны строились в советские времена. По задумке они должны были быть замкнутой микросистемой. А потом архитекторы стали все чаще отказываться от общественных зданий культурного значения в пользу жилья. Лучше, например, построить больше «коробок», чем бассейн в той же Иманте», - говорит Александра Полещук.
Александра рассказала, что несколько лет назад Рижская дума провела исследование, решив узнать, какие услуги на расстоянии 100-200 метров от каждого условного жителя ему доступны. Оценивалось, например, можно ли дойти до врача, магазина, остановки общественного транспорта. И оказалось, что результаты очень неравномерны.
«Советские районы не очень-то дружелюбны по отношению к жителям. Да, спать там можно. Жить – нет. И когда люди оказались заперты в четырех стенах во время пандемии, оказалось, что жить там не очень-то и комфортно», - пояснила Александра Полещук.
Город пятнадцати минут
По словам Александры Полещук, согласно исследованием, только треть рижан работают в том же районе, где живут. И остальные вынуждены куда-то ездить. Примерно та же ситуация и с доступом к услугам. Например, лишь у 70% рижан лечащий врач принимает в том же районе.
По ее словам, самой прогрессивной на сегодняшний день моделью, которую применяют многие города Европы, включая не только Париж или Барселону, но даже Таллин, является концепция пятнадцатиминутного города.
«Идея понятна: в 15 минутах от тебя находится весь необходимый спектр услуг. Тогда ты не пользуешься общественным транспортом во время пандемии, не заходишь в чужие социальные круги. И для Риги это было бы хорошей моделью, поскольку наша столица буквально создана для нее», - считает журналист.
Впрочем, по ее словам, для этого городским властям нужно привлекать аналитиков. Чтобы развитие осуществлялось не по принципу «давайте замутим проект», а чтобы «был взгляд свысока», который видит, чего не хватает, и учитывает особенности местной аудитории.
Счастье жителей кроется в деталях…
Говоря об опыте других городов, например, Брюсселя, где Александра провела много времени, она отметила, что там много внимание уделяется мелочам.
«В Брюсселе, где часто стоит ветреная погода, есть детские площадки со стеклянными куполами. И тогда хоть дождь, хоть ветер, дети могут играть. В Испании есть козырьки от солнца. Кажется, ну это такие нюансы – но они работают, если учесть климат», - отметила Александра Полещук.
На вопрос, почему Рига не идет по этому пути, она ответила, что городским властям нравятся большие проекты. «А молодым родителям часто надо просто ребенка во двор выпустить. Чтобы были качельки, песочница и чтобы было безопасно», - пояснила Александра.
… но разглядеть их некому
Александра считает, что одной из главных проблем столичного самоуправления – что в прошлых, что в нынешнем созывах, является отсутствие аналитического отдела.
«Например, новый план по созданию зоны низких эмиссий доверяют консалтинговой компании. Да, в мире есть много чего хорошего. Вопрос, что нужно конкретно нам. Если бы мы на протяжении многих лет развивали аналитические мощности, они могли бы сказать, как и что нужно делать», - отметила Александра.
Аналитики нужны для общего развития города, для разработки стратегии, чтобы при смене мэров и правящих партий не менялся взятый курс, пояснила журналист.
В частности, такой отдел позволил бы избавиться некоторым районам города от образа неблагополучия, поскольку там проживают люди «с таким же потребностями».
«В отдаленных от центра районах инициатив гораздо больше, и было бы хорошо, если бы Рижская дума их больше поддерживала. Поскольку у самоуправления нет аналитического отдела, на месте [мэра Риги Мартиньша] Стакиса, я бы насобирала пожелания жителей и узнала, чего им не хватает.
И это могли бы быть очень неожиданные для Стакиса вещи.
Когда едешь по ул. Барона на велосипеде, кажется, что управляешь метрополией.
А затем выясняется, что в Болдерае не хватает фонарей, а автобусы в центр города курсируют очень редко», - говорит Александра Полещук, отмечая, что решив эти проблемы, можно резко улучшить качество жизни в таких районах.