Глядя на данные о латвийско-российской торговле, можно засомневаться, что год назад РФ начала войну в Украине и в ответ получила невиданно суровые санкции. Экспорт из Латвии в РФ в денежном выражении чуть-чуть уменьшился, импорт — даже вырос. Но надо учесть высокую инфляцию. Например, газа из РФ Латвия закачала меньше, а заплатила за него больше, чем в 2021-м. Поэтому объем торговли сократился, но меньше, чем можно было ожидать.
А вот бизнес с Казахстаном в прошлом году сделал настоящий рывок: экспорт туда из Латвии вырос более чем вдвое, импорт оттуда — в девять раз.
В прошлом году в Латвию было ввезено больше, например, угля и древесины, которые нельзя покупать у РФ. В обратном направлении, в Казахстан, вырос поток электрооборудования, механизмов, транспортных средств и т.д.. Сколько в этом потоке на самом деле российских грузов, которые попадают в РФ кружным путем, можно только гадать.
«Да, ясно видно, что экономики стран Центральной Азии чудесным образом процветают. Нет сомнений, что свою роль играет и перемещение цепочек поставок»,
— говорит директор Центра изучения финансовых преступлений и безопасности британского Королевского института оборонных и исследований безопасности (RUSI) Том Китинг.
В латвийской таможне рассказывают, что выросло число случаев, когда в сопроводительных документах указаны отправители или получатели не из РФ или Беларуси. При этом таможня констатирует, что появляются нелогичные маршруты, а в некоторых случаях были двойные комплекты документов, что подтверждало, что на деле товар везут в РФ.
В этом году таможня уже 45 раз останавливала грузы из-за неправильно или неполностью указанного происхождения товара. В большинстве случаев они прибыли из Казахстана или Кыргызстана — это были попытки ввезти в ЕС древесину.
«Мы видим, что с Центральной Азией сотрудничество значительно улучшилось. Ряд транзитных грузов в наши порты идет, используя услуги железной дороги, именно оттуда, в том числе из Казахстана», — говорит министр сообщения Янис Витенбергс.
Latvijas Dzelzceļš в прошлом году целенаправленно работал над диверсификацией грузов, развивая сотрудничество со странами Центральной Азии. При этом министр признает, что ответственные службы должны следить, чтобы не допустить нарушения санкций.
«У нас есть сеть, которая должна следить за потоком товаров, которые попадают в Латвию, чтобы не нарушались санкции. Но если эти предприятия не под санкциями, думаю, что все в порядке»,
— рассуждает он.
Однако, расслабленно смотреть на эти риски не дают недавние события в LDz. Пару недель назад был отстранен председатель правления Марис Клейнбергс. В распоряжении de facto есть неофициальная информация, что внутренний и внешний аудит на предприятии указали на риск, что если система контроля здесь не будет улучшена, есть риск пропустить запрещенный груз. Вскоре после этого заявление об увольнении написал аудитор железной дороги, что информированные источники de facto трактуют как результат давления руководства компании. Сомнения насчет независимости аудитора стали одной из причин, почему Клейнбергса решили снять с должности из-за утраты доверия.
«Управление связанными с санкциями рисками — в тройке главных вопросов совета», — утверждает председатель совета LDz Янис Ланге.
Он поясняет: упомянутые ревизии не констатировали нарушения санкций, однако, возникло расхождение во мнениях, как приспособить систему к возникшим в результате войны условиям.
«В самой системе констатировали определенные несоответствия и вещи, которые надо улучшить. На основе этого разработан план действий. Одна из целей этого плана — изменить корпоративную культуру внутренней системы контроля. И это был один из моментов, по которым разошлись взгляды совета и председателя правления», — продолжает Я. Ланге.
Сам Клейнбергс своим мнением об этих разногласиях из-за аудита делиться не стал.
Министр сообщения утверждает, что о конкретных санкционных рисках на железной дороге не знает и что это ответственность совета предприятия — решать проблемы с управлением в компании. Он также надеется, что совет вскоре найдет адекватную замену Клейнбергсу.
На минувшей неделе Ригу посетил и встретился здесь с сотрудниками нескольких учреждений эксперт по вопросам борьбы с финансовыми преступлениями Том Китинг— он готовит отчет для Еврокомиссии о том, как страны-участницы справляются с соблюдением санкций.
«Латвия прошла через очень болезненный процесс, улучшая реагирование на отмывание денег и другие финансовые преступления. И эта работа приносит плоды. Среди стран, которые я посетил, Латвия одна из наиболее готовых к применению санкций», — говорит специалист.
По его наблюдениям, разные страны по-разному интерпретируют нарушение санкций. В результате возникают лазейки, которыми может воспользоваться РФ. Т. Китинг надеется на более слаженные действия и лучшее руководство процессом со стороны Брюсселя.
«Латвия в определенном смысле защищает границу всего ЕС. Какую поддержку таможня здесь получает, чтобы лучше ее охранять? [...] Но на деле со стороны Евросоюза не поступает никакой серьезной поддержки странам, имеющим таможенную границу с РФ и Беларусью»,
— констатирует Т. Китинг.
Таможенное управление в прошлом году констатировало 3 183 нарушения санкций; начаты 114 уголовных процессов. А Служба финансовой разведки правоохранительным органам отправила информацию о 45 случаях обхода санкций.