«Спровоцировать Путина может, условно, то, что вы встали сегодня в девять утра вместо восьми — он сочтет это угрозой российскому суверенитету. Безусловно, я несколько утрирую, но суть в том, что
«спровоцировать Путина» способны минимальные изменения в вопросах безопасности другой страны, и даже внутриполитические. Потому что для него поводы не нужны! Как только он считает, что может напасть без каких бы то ни было особых потерь для самого себя — что называется, повод найдется.
Поэтому мне не видится серьезной проблемой размещение дополнительных войск НАТО в регионе. Рассуждать мы можем с точки зрения инфраструктуры, обеспечения эффективного расположения этих войск. О чисто технических вопросах. С политологической же точки зрения любые рассуждения о «провокациях» выглядят очень странными. Ну сколько можно себя сдерживать и «не провоцировать»? Мне видятся наивными рассуждения, будто мы можем вести себя так, чтобы Путина не спровоцировать. Мы восемь лет пытались себя вести так, чтобы Путина не спровоцировать — и мы видим, к чему это привело. Ровным счетом ни к чему хорошему», — заявил ученый.
Эскалация ситуации в связи с действиями Литвы, ограничившей транзит в Калининград, вряд ли приведет к обострению отношений между НАТО и Россией, говорит Быков.
«Не думаю, что Россия сможет потянуть второй фронт — тем более это страны НАТО, это неизбежно приведет к активации пятого параграфа договора о Североатлантическом альянсе, который гласит, что нападение на одну страну расценивается как нападение на весь альянс, и предусматривает соответствующую защиту силами всего альянса. Осмелюсь предположить, на подобное Путин не пойдет. Риски поражения чересчур велики — даже он это понимает.
Я думаю, что это приведет к какого-то рода экономической блокаде, санкциям России по отношению к Литве. Возможно, к каким-то персонам нон грата. Выдворят еще несколько дипломатов литовского посольства в Москве, например — если там какие-то еще остались. (..) Не исключено, что этот вопрос (о калининградском транзите) пытаются как-то обсудить [на саммите НАТО сейчас], но мне кажется, это не та площадка, это перво-наперво вопрос Евросоюза — который, как подчеркивает Литва, ввел санкции, а не НАТО».
А вот вопрос, который на саммите точно будет обсуждаться — это присоединение Финляндии и Швеции, сказал Быков:
«А именно — попытки как-то переубедить Турцию, потому что она как раз-таки является единственной страной, выступающей против присоединения Финляндии и Швеции. Причем причина кроется исключительно в собственных интересах Турции: в ее противостоянии с курдами и позиции шведов на этот счет.
Думаю, на саммите будут пытаться переговорить с турками, переубедить их, найти какие-то общие точки для компромисса».
Как сообщал Rus.LSM.lv, саммит стран НАТО проводится в эти дни в Мадриде — он начался в тот же день, когда в Баварии завершился саммит так называемой Большой семерки, G7. На встрече лидеров G7 обсуждалась тема войны России с Украиной и её последствия для Европы и остального мира. К лидерам Большой семёрки через видеосвязь присоединился и президент Украины Владимир Зеленский. В четверг он таким же способом обратится и к главам стран НАТО.
Как писал Rus.LSM.lv, вскоре после начала саммита стало известно, что Турция даст свое согласие на вступление Швеции и Финляндии в НАТО.