ТЧК

ТЧК. Интервью с Нилом Ушаковым

ТЧК

ТЧК. "Голодные" времена общепита

ТЧК. Шанс на жизнь: пересадка органов

При пересадке органов счет идет на часы — трансплантологи

Обратите внимание: материал опубликован 2 года и 1 месяц назад

Примерно в 70% случаев латвийским врачам удается получить разрешение на трансплантацию органов умерших у близких – и это очень хороший показатель, заявил в эфире программы «ТЧК» на Rus.LSM.lv руководитель Национального центра координации трансплантологии Юрий Бормотов. При этом счет времени идет хоть и не на минуты, но на часы – орган умершего человека реципиенту нужно пересадить достаточно быстро.

По словам Юрия Бормотова, латвийское законодательство предусматривает презумпцию согласия – если покойный при жизни не распорядился иначе и не обсуждал этот вопрос с семьей, считается, что он согласился пожертвовать свои органы после смерти.

Для этого в первую очередь проверяется специальный регистр, доступ в который есть всего у трех человек. Если отметки нет, Национальный центр координации трансплантологии связывается с родственниками умершего, объясняя, что органы покойного нужны для спасения других жизней. Согласие следует в 70% случаев, говорит доктор Бормотов. При этом, признал он, на его практике было всего два случая, когда запись о согласии была внесена в регистр, а также была зарегистрирован один отказ.

На сегодняшний день в Латвии в очереди на получение донорских органов стоят десятки людей. Янис Юшинскис, глава Латвийского Центра трансплантологии, рассказал, что в ожидании нового сердца находятся 8 человек, печени – четверо, а почек – 23 человека.

«Когда появляется донор, мы видим его группу крови им можем понять, совместим ли он с кем-то из потенциальных реципиентов. Далее оцениваем, насколько срочно нужна трансплантация. Если без операции человек может умереть, ему дается приоритет. Далее смотрим, имел ли человек переливание крови или беременность – при контакте с чужим антигеном вырабатываются антитела. И таких людей немало. Они вырабатывают антитела, им сложно подобрать органы. Поэтому, если появляется донор, по анализам совместимый с реципиентом, таким пациентам дается приоритет», - пояснил Янис Юшинскис.

Он рассказал, что существуют и некоторые ограничения. Например, детям не пересаживают органы взрослых людей. При этом «возрастной шаг» может составлять около 10 лет в любую сторону.

Естественно, у людей в списке ожидания есть риск не дождаться очереди, признал Юрий Бормотов. Поскольку этот процесс – не быстрый. «Ожидание почки составляет около 9 месяцев, что в среднем является хорошим показателем. Сердце и печень довольно близко - примерно полтора-два года ожидания», - пояснил он.

Решение о трансплантации необходимо принять быстро. «Благодаря Службе координации организуем все так, что бы на момент забора органов команда была готова в операции. Особенно это касается сердца и легких. Там счет идет на часы – у сердца чуть меньше, у легких – чуть больше. Самые выносливые – почки, но и там после 18 часов есть риск дисфункции, что орган будет с какой-то проблемой. Включиться-то он включится, но будет медленнее наращивать силу», - рассказал Янис Юшинскис, отметив, что люди, которые занимаются такими операциями, должны быть готовы включиться в работу в любую секунду – будь то ночь или выходные.

В Латвии используются органы только местных доноров – из-за границы органы обычно не поступают. Но если органы в Латвии не подходят ожидающим в очереди, согласно закону, Латвия предлагает эти органы другим медицинским центрам в Евросоюзе.

Янис Юшинскис отметил, что пересадка органов позволяет значительно улучшить качество жизни пациента: «Если человек до операции был инвалидом, то затем – наоборот. Так что там не ограничения наступают, а преимущества. Единственное – на протяжении все жизни или пока орган находится внутри, нужно пить иммуноспрессионные препараты, препятствующие отторжению нового органа».

В Латвии донорами становятся люди, умершие в больнице. Весь процесс, говорит Юрий Бормотов, начинается с момента констатации смерти мозга. «После смерти мозга сердце еще может продолжать биться какое-то время. Это специфичная система, способная работать автономно. И благодаря технологиям можно продлить его работу и приток крови к органам, что обеспечивает их сохранность», - сказал Юрий Бормотов.

Доктор Юшинскис пояснил, что такая процедура позволяет органам выжить несколько часов и дает время персоналу проверить регистры и связаться с близкими умершего, чтобы получить согласие на трансплантацию. «Мы должны четко знать, когда наступила смерть. Органы человека, которого нашли мертвым на улице, не годятся – нужно максимально быстро начать их реанимацию. Пока есть хоть какое-то кровообращение, органы сохраняют жизнеспособность. Как только останавливается – органы потеряны», - отметил Янис Юшинскис.

 

 

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное