За месяц до майского решения парламента тоже была дискуссия Kas notiek Latvijā? на LTV, и тогда прозвучало мнение, что Латвия не должна следовать примеру России и плевать на свои международные обязательства. Ведь договор между Латвией и Россией предусматривает взаимное сохранение мемориальных объектов и мест массовых захоронений. Секретарь Комиссии Сейма по иностранным делам Криста Баумане («Развитие/За!») сказала, что Латвии следует выполнять обязательства, взятые ею на себя при заключении договора о выводе российских войск в 1994 году
«Если Россия плюет на международные договоры и международное право, Латвия не должна так делать»,
— сказала тогда депутат.
Глава Минюста Янис Борданс в той дискуссии отметил, что одним из вариантов могло бы быть одностороннее прекращение договора по причине войны, развязанной РФ в Украине.
Однако парламент 12 мая принял закон о запрете экспонирования объектов, прославляющих советский и нацистский режимы, и их демонтаже на территории Латвийской Республики. В середине мая Ринкевич объявил, что посольству РФ направлена нота о приостановке действия ст. 13-й межправительственного соглашения о социальной защите проживающих в ЛР российских военных пенсионеров и членов их семей.
Эта статья гласит, что согласно международной практике Латвия гарантирует сохранение, благоустройство и содержание в порядке мемориальных сооружений и мест захоронения на своей территории, а также не препятствует посещению могил военных пенсионеров и членов их семей и проведению траурных церемоний. Точно так же Россия обязалась обеспечить сохранность мемориальных сооружений и могил латышей, ливов и павших в боях или погибших из-за репрессий граждан Латвии, а также уход за ними.
На этой неделе, когда начались работы по демонтажу мемориала в рижском парке Победы, LTV снова обратилось в МИД с вопросом о реакции России на упомянутую ноту. Министерство ответило, что Россия в дипломатической переписке выразила протест в связи с решениями последних месяцев в Латвии и касательно приостановки межправительственного договора, и из-за сноса памятников, признанных прославляющими советский режим. Нота, как документ дипломатический, согласно международной практике не подлежит публикации.
24 августа Эдгар Ринкевич в передаче Kas notiek Latvijā? рассказал, что дипломатическая переписка с РФ идет интенсивная, и после майского решения Сейма (вступившего в силу 23 июня) российская сторона проинформирована о приостановке 13-й статьи межправительственного договора «до момента, когда Россия вернется к выполнению международных обязательств, а такое время настанет, когда у совы хвост зацветет (латышский аналог выражения «когда рак на горе свистнет». — Прим. Rus.LSM.lv).
Ответ на майскую ноту, полученный Латвией, гласит, что решение Сейма, по оценке РФ — нарушение договора, «и еще всякие угрозы о компенсациях и всем чем угодно», пояснил политик. Но латвийская сторона считает, что с точки зрения международного права такие действия законны и обоснованны, поэтому нет повода опасаться международной судебной тяжбы.
Еще одна гостья передачи Kas notiek Latvijā? Инета Зиемеле, судья Суда ЕС и профессор Рижской высшей юридической школы, согласна с мнением, что решение Сейма было правильно.
«Через упражнения в подаче нот нужно пройти, таков уж этот процесс», — резюмировала Зиемеле.
Как сообщал Rus.LSM.lv, работы по сносу мемориала в парке Победы в Пардаугаве начались на этой неделе, что вызвало протесты и задержания. Глава МВД Кристап Эклонс заявил, что правоохранительные органы готовы реагировать на любые инциденты у памятника, чтобы сохранить общественный порядок и безопасность.
25 августа строители приступили к демонтажу самого технически проблематичного элемента, высотного обелиска. В целях безопасности вокруг полностью перекрыли движение, и даже общественный транспорт был пущен в обход.