На вопрос, как РФ пришла в сегодняшнее состояние агрессора с практически задавленным гражданским обществом, Сергей Гуриев ответил, что факторов много, и один из низ — имперское прошлое.
«Вот я живу во Франции — здесь тоже с большим трудом преодолевалось имперское наследие. Ещё 60 лет назад была Алжирская война и только сейчас начинается рефлексия о том, что, может быть, пора извиняться за нее», — пояснил ученый.
К этому добавляется также наличие ядерного оружия, уверенность в собственной правоте после Второй Мировой войны и 70 лет советского воспитания «и обучение целого общества по неправильным учебникам истории». И невезение после распада Советского Союза.
«В том числе невезение из-за того, как себя вели цены на нефть:
когда началась демократизация, цены на нефть упали и оставались низкими, из-за чего в России теперь считается, что демократия — это когда жизнь плохая. Потом, когда цены на нефть выросли, Путин этим воспользовался
и установил вот этот свой хитрый диктаторский режим — диктатуру, основанную на том, что он притворялся демократом», — продолжил он.
Также ошибки реформаторов 1990-х, очевидно, подорвали веру в демократический европейский путь развития РФ, а неправильное представление об истории, о различных социальных, экономических и политических процессах сделало общество уязвимым к опасным идеям, несмотря на его общий высокий уровень образования, считает С. Гуриев.
«Чтобы люди были информированы о том, как устроена демократия, откуда берётся диктатура, о связях между политикой и экономикой, нужно, чтобы они учили историю, право, экономику, политологию, социологию по правильным учебникам. В Советском Союзе [эти] учебники были безусловно неправильные. А после его распада образовательная системы не успела реформироваться.
Современные российские школьники учат историю по учебникам, в которых говорится, что Московское царство, Российская Империя, СССР всегда были окруженным врагами, всегда защищались, пытались отстоять свою землю и именно поэтому парадоксальным образом Россия всё время расширялась.
В этом смысле неправильные учебники истории создают нарратив, который поддерживает путинскую агрессию», — объяснил он, как система образования помогла увести общество РФ на нынешний путь агрессии.
С. Гуриев напомнил, что средний житель РФ по-прежнему знает Вторую мировую войну как Великую Отечественную и не представляет, что было между 1939 и 1941 и как Сталин в этот период сотрудничал с Гитлером.
Но можно ли учетом всего сказанного вывести РФ на путь, ведущий к демократии и современному гражданскому обществу?
Экономист ответил: нет гарантий того, что те, кто придут на смену Путину, это сделают, но в целом мировые процессы дают повод надеяться. Ведь практически все нынешние демократические государства когда-то были недемократическими.
«Мир развивается, происходит прогресс, который заключается в том, что пусть волнами, пусть зигзагами, но мир становится всё более демократическим. Сегодня примерно половина населения Земного шара живёт в демократиях», — сказал собеседник Латвийского радио 4, предположив, что постепенно число демократий продолжит расти.
Окажется ли когда-то среди них РФ?
«Россия ни в коем случае генетически не предрасположена для того, чтобы следовать пути не демократического развития.
Вспомните Северную и Южную Корею: одни и те же гены, культура; тем не менее одна из этих стран стала успешной демократией, другая осталась изолированной и бедной диктатурой. Так что это явно вопрос не генетики и культуры.
Культура имеет значение, но она может измениться, как изменилась культура в Восточной Германии и в Корее. И наоборот,
мы видим, что люди с российской культурой, приезжая на Запад, не дают взятки полицейским, не нарушают правила. Это абсолютно изменяемая вещь»,
— уверен ученый.
Так что, полагает он, превращение РФ в демократию вполне возможно, хотя оно может быть не быстрым. Он допускает, что переходный режим, который возникнет после Путина может увести РФ в сторону Северной Кореи, но так же возможно, что переходный период приведет к проевропейским реформам.
«В конце концов, Россия — образованная страна, находится близко к Европе. Россияне на самом деле хотят жить в Европе. И даже Путин, что бы он ни утверждал, не говорит о том, что Россия — это не Европа. Он говорит о том, что Европа — это не Европа, а Россия — это настоящая Европа. Мол, в Европе потеряли нить того, как нужно жить, а Россия сохраняет европейские ценности.
И в этом смысле это всего лишь отражение того факта, что российское общество хочет быть европейским,
Россия не хочет жить, как Северная Корея», — заключил Сергей Гуриев.