«Думаю, что там много факторов, они все вместе складываются... Если сравнить, в каких странах пьют больше или меньше, то есть какая-то градация. Есть такой северно-южный градиент: северные страны все-таки больше выпивают. Можно это связывать с депрессией параллельно. Второе — это, конечно, экономический градиент! Мы видим, что в странах, расположенные севернее, чьи экономики молодые и не так развиты, эта проблема немного больше. Например, в Испании, Италии выпить вина — это многолетняя традиция, они пьют какое-то разбавленное вино понемножку... А у нас, конечно, традиция — это крепкий алкоголь, и выпивается его за один раз много. И очень плохие генетические предпосылки. Все-таки не очень хорошая у нас ситуация (мы говорим сейчас о Финляндии, о традициях, идущих из России), мы где-то в этом всем еще остаемся, и у нас не очень хорошие традиции», — сказал врач.
Латвийское общество понемногу идет к некой «культуре пития», когда бокал вина за ужином — нечто общепринятое, но это бокал, а не бутылка. Тем не менее, в своей психиатрической практике Таубе видит много людей с проблемами алкозависимости, в том числе нуждающихся в стационарном лечении — а начинаются эти проблемы с того самого бокала вина вечером:
«В чем проблема? Я всегда говорю: надо пить, когда себя хорошо чувствуешь! А не когда тебе плохо. В этом разница: наши люди «снимают стресс вечером», «пьют с горя», пьют потому, что не могут заснуть... Когда для нас это становится чем-то вроде лекарства, это очень плохо. Говорят — бокал вина вечером, а оказывается, там бутылка-полторы, чтобы опьянеть! А начинается с одной порции алкоголя — «для сердца хорошо». Думаю, у нас это микс такой — мы говорим, будто перенимаем какие-то традиции культурного пития, а оказывается, что мы пьем много и неправильно».
Подробнее — в видеозаписи интервью с психиатром.