В то время, пока свирепствуют вирусы и началась эпидемия гриппа, нередко сообщается, что семейные врачи не приходят с домашними визитами и лечат «только по телефону», а пациентам нужно самим идти в практику или вести туда больного ребенка. К передаче 4.studija обратилась некая зрительница, у которой есть подозрение на воспаления легких, но ей не удается дозвониться или вызвать на дом семейного врача.
Когда семейный врач обязан прийти с визитом на дом, а когда может отказать?
В Национальной службе здравоохранения пояснили – в правилах не говорится, в каких случаях доктор обязан приходить на дом к пациенту. Есть определенные группы пациентов, которым домашний визит оплачивает государство.
«Это дети, люди старше 80 лет, инвалиды первой группы. Это лица, получающие паллиативный уход или находящиеся в центрах социального ухода, которые не могут самостоятельно прийти к семейному. Также в случаях, когда человеку было очень плохо, к нему приезжала Служба неотложной медицинской помощи, тогда на следующий день семейный врач или его помощник должен связаться с пациентом, чтобы узнать о его состоянии здоровья. И в таких случаях человек может получить оплаченный государством домашний визит», — пояснила замруководителя отдела общественных отношений Национальной службы здравоохранения Снтия Гулбе.
Во время эпидемии гриппа заболевшим пациентам нужно доплачивать за визит врача 2,85 евро. Если вызвать врача хочет взрослый, это платная услуга; при этом ценник у каждого семейного врача может различаться. Запросить домашний визит можно не позже трех часов дня — в интернете или по телефону.
Если место жительства пациента не находится на территории, где работает семейный врач, о возможности домашнего визита нужно договориться во время записи.
Оба семейный врача, с которыми пообщалась 4.studija, советуют: прежде, чем вызывать доктора, нужно связаться с ним по телефону и рассказать о симптомах. И не нужно относиться со скепсисом к консультациям в удаленном режиме.
«У меня большая практика, и я знаю своих пациентов. Я могу оценить удаленно, действительно ли пациенту нужен этот домашний визит», - говорит глава Латвийской ассоциации сельских семейных врачей Лига Козловска.
Высокая температура, держащаяся несколько дней, характерна и для Covid-19, и для гриппа. И чаще всего она не является причиной, чтобы навещать пациента дома.
«В сельской местности мои пациенты находятся на расстоянии в 30 и даже в 40 километров. Это означает, что если я еду на такой домашний визит, это занимает час или полтора. В это время не могу принимать других пациентов. Это принцип «сообщающихся сосудов». Позавчера была с визитом у пациента с гриппом, она очень беспокоилась, потому что появились симптомы воспаления легких. Я не отправила ее в стационар, решила, что может лечиться дома, но это был случай, когда мне определенно нужно было отправиться с визитом», — пояснила Козловска.
Семейный врач Илья Менисс считает, что 90% вызовов на дом не обоснованы, поскольку на месте — в практике — он может помогать пациентам намного лучше.
«Намного больше, качественнее, есть возможность для более углубленного обследования. Сдать анализы, пройти кардиограмму, сделать рентген — все это можно сделать на месте, в поликлинике. Это всегда более эффективно, чем тратить время на домашний визит», — рассказал Менисс.
Медик настаивает, что чаще всего неадекватно действуют родители, которые считают, что без присутствия врача, только удаленно, ничего сделать нельзя.
Менисс признал: если после разговора с родителями он чувствует, что ребенок может остаться без должного ухода, конечно, он отправляется на визит.
«Нигде в Европе не принято, что врач идет к ребенку, если у того повышена температура. Скорее всего, приду, обнаружу 37,0, потому что уже дали жаропонижающее, и тогда смысла меня звать никакого не было. Конечно, ребенку может быть тяжело, родителям может быть плохо, но я не должен идти с визитом только потому, что тяжело.
Я иду, когда давно не видел пациента или чувствую, что сам он не справится», — сказал доктор Менисс.
Медики отмечают, что главное — коммуникация с пациентом. Илья Менисс, например, не выключает рабочий телефон вне рабочего времени или на выходных. У Козловской есть договоренность с пациентами: если во время работы практики не был получен ответ на телефонный звонок, нужно отправить сообщение — тогда доктор точно перезвонит.
«"Ковид" нас многому научил. Научил именно общаться с пациентами по телефону. В других странах это давно делают. Наши молодые врачи недавно были по обмену в Великобритании, там половина приемов — в режиме удаленной консультации. Это означает, что из четырех часов два часа ведется очный прием, и два или три часа – в удаленном режиме», — признала Козловска.
«Мое рабочее время — 8-10 часов в практике. Это не потому, как многие говорят, что у них более пожилой семейный врач, который ничего не успевает. Я даже после рабочего времени не всегда могу попасть к своим пациентам», — сказал Менисс.
У доктора много пациентов — иностранцев, которые очень удивлены, что врача можно вызвать на дом: в их странах такого нет.