Открытый разговор

Новое правительство Кариньша: торжество демократии меньшинства?

Открытый разговор

Быть или не быть латвийскому сельскому хозяйству в условиях его низкой продуктивности?

«Где вы были последние восемь лет?» Могла ли судьба Украины сложиться иначе?

«Где вы были восемь лет, пока бомбили Донбасс?» — комментарии военного журналиста

Обратите внимание: материал опубликован 1 год назад

За что на Донбассе ненавидят украинскую армию, почему Кремль действовал строго противоположно в Украине и в Чечне, и почему Москва — последний город, который должен рассказывать Киеву, как бороться с национализмом, рассказал в эфире программы Латвийского радио-4 «Открытый разговор» военный журналист, главный редактор программы «Балтия» на канале «Настоящее время» Евгений Эрлих.

Евгений Эрлих долгое время работал в РФ в качестве военного журналиста, а потому не понаслышке знает, как СМИ влияют на психологию человека. Именно поэтому десятки миллионов жителей России на сегодняшний день искренне верят в то, что это Украина планировала напасть на Россию.

«Если тебе много лет показывают растерзанные трупы, изнасилованную женщину, распятого мальчика, то реакция любого человека в любой стране очень простая, человечная и однозначная — это злость, ненависть, желание как-то выплеснуть свою ярость на врагов. А кто враг? И дальше пропаганда очень легко подставляет тех врагов, которые ей нужны»,

— поясняет Эрлих.

При этом пропаганда, по его словам, не задается вопросом — кто начал операцию на Донбассе в 2014 году, и почему российские войска оказались в Крыму: «Почему, например, при одних и тех же сепаратистских конфликтах, которые мы наблюдаем в Чечне и в Украине, российская власть действует строго противоположно?

Свой сепаратизм внутренний она топит в крови, а украинский сепаратизм она разжигает,

поставляя оружие, рассказывая о том, что люди бьются за свою национальную идентичность?»

Говоря о гражданских жертвах конфликта на востоке Украины, который разгорелся в 2014 году, журналист подчеркнул, что на войне последнее дело — это искать справедливость.

«Проблема гибели мирных людей на войне не снялась ни одной, самой справедливой войной.

Проблема гибели мирных людей — она вторична. Первично — кто эту войну развязал, ради чего он ее развязал,

и погибли ли бы эти мирные люди, если бы не определенный набор обстоятельств», — отметил Эрлих.

Он признает, что еще до начала полномасштабной войны на Донбассе погибали мирные жители, поэтому ненависть к украинской армии действительно присутствует.

«В Кремле сидят не идиоты. Совершенно конкретно было понятно, что перетянуть на свою сторону общество можно только одним путем — развязав войну. Потому что в ответ на войну полетят снаряды в обе стороны. И моментально начнется черное и белое. И моментально начнут люди определяться.

Скажем, ты относился нейтрально, твой ребенок просто вышел и осколком был ранен, и с этого момента возникает ненависть к тем, кто бомбил.

Россияне эту войну развязали ровно для того, чтобы большая часть населения, которая находилась под их контролем, наконец-то определилась», — подчеркивает журналист.

Говоря о том, кто виноват в войне на Донбассе, он вспоминает, каким был этот регион до марта 2014 года.

«Какие проблемы были у Донецка в 2014 году в феврале? Они начались ровно после прихода туда российских войск. (…) Очень удобно прикрываться телами убитых украинских детей. А они до этого были там в 2014 году? (…) Там гибли мирные люди, безусловно, но ровно так же

гибли мирные люди в Чечне, когда Чечня решила отделиться от России. И никто тогда не спрашивал — где вы были 8 лет?

Почему тогда Кремль стирал Чечню с лица земли? Потому что всем было понятно: там сепаратизм, великая Россия должна сохраниться», — вспоминает Эрлих.

В свое время он освещал события в Чечне. Там война официально длилась те же 8 лет, что и на Донбассе, считая с 2014-го и до начала полномасштабной агрессии РФ против Украины. Однако число жертв за аналогичный период среди мирного населения сильно разнится.

«Во время Чеченской войны по официальным данным российской стороны, за 8 лет погибли 20 тысяч мирных жителей. (…) Amnesty international называет цифру в более чем 100 тысяч.

То есть за 8 лет погибло 100 тысяч мирных жителей Российской Федерации. Это чеченцы, но они граждане России! За 8 лет в Украине погибло 3 тысячи [гражданских].

Это как бы странно — меряться человеческими жизнями, но 20 тысяч по самым минимальным оценкам и 3 тысячи, официально признанные российской стороной — это не геноцид, про который нам говорят, это следствия той самой войны, развязанной Россией. (…) Где были вы все 8 лет, когда наблюдали, как Чечню топят в крови?», — спрашивает Эрлих.

По его мнению, сепаратистские проблемы, вопросы национального единства — самые сложные, которые нельзя решать с помощью оружия, как это было в Чечне и в Украине.

«Проблемы внутри Украины внутриполитические — это проблемы Украины внутриполитические. Как проблемы Латвии внутриполитические не касаются проблем российских, и более того, российские проблемы жителей Латвии тоже, в общем-то меньше должны касаться. Их можно обсуждать, но это не значит, что Латвия вмешивается в политические дела России», — считает Евгений Эрлих.

РФ неоднократно обвиняла Киев в национализме и в фашизме, однако, Москва — последний город, который должен рассказывать, как бороться с национализмом Киеву, считает Эрлих.

«Если вы наберете в гугле “нацисты, Москва”, вам откроется много фотографий русских маршей, со всеми “зигхайлями” и всей нацистской символикой.

Но я буду последним человеком из находящихся сейчас в Латвии, кто станет рассказывать, как русским бороться со своим национализмом», — подчеркивает журналист.

Уже после 2014 года он около месяца ездил по Украине, желая все увидеть собственными глазами.

«Украина своеобразная страна. Там много того, что, мягко говоря, надо исправлять, да. Коррупция и прочее. Это внутренние дела Украины. (…) Украина сама свои дела должна как-то решать. Нравится нам или нет, как они решают, не наше дело. До момента внешнего вторжения, мы можем обсуждать, как плохо дела идут в Украине. Когда чужая армия входит в Украину и начинает бомбить её, заканчиваются всякие рассуждения, кто виноват и что делать. Виноват тот, кто напал и начал бомбить мирные украинские города», — подытожил Эрлих.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное