Эхо войны. Как изменилась европейская экономика за последний год

Обратите внимание: материал опубликован 1 год назад

Утрата российского рынка для Европы менее болезненна, чем потеря ее рынка сбыта — для российских предпринимателей. Торговые отношения между ЕС и РФ всегда были настолько же тесными, насколько активно с Россией торговала каждая отдельная страна ЕС. Но Россия продавала Европе больше, чем покупала у нее. Из последствий войны, которую ведет против Украины РФ, самое негативное, с чем приходится иметь дело европейцам теперь — бешеная инфляция. Но она вот-вот должна заметнее пойти на спад, прозвучало в передаче «Безопасность в Европе» на Rus.LSM.lv.

  • Полное видео смотрите здесь.

В лучший год — в 2012-м — ЕС экспортировал в Россию товаров и услуг на 118 млрд евро. В тот же год импорт из России достиг высшей точки — в 204 млрд евро. И вот для сравнения последний год, за который доступны официальные данные — 2021-й, то есть всё еще до вторжения в Украину: экспорт в Россию — 89,3 млрд, импорт — 164 млрд. Несмотря на аннексию Крыма в 2014-м и всю неопределенность после, неизменно сохранялась торговля и тот факт, что торговый баланс для ЕС был негативным. Проще говоря, у России Евросоюз покупал больше, чем России продавал.

Однако в то время как главными европейскими товарами, которые интересовали Россию в Европе, были химикаты, разного рода техника и другие конечные товары, Европа была главным образом заинтересована в российском сырье, нефти, газе. И если после введения санкций замену российским энергоресурсам ЕС нашел уже почти полностью, то вот высокотехнологичный европейский импорт из РФ заменить не так просто. Но есть и обратные примеры. Даже в Латвии.

Перестроили поставки

Во второй половине этого года на маршруты должны выйти новые долгожданные электрички производства предприятия Škoda Vagonka. Произведены и собраны в Чехии. Так вот: работать в Латвии они начнут с использованием системы безопасности движения под названием «Блок» — российского производства. Против такого шага возражали и Служба госбезопасности, и Центр по предотвращению инцидентов в сфере безопасности информационных технологий Cert.lv. Но альтернатив этой системе, которые были бы произведены в ЕС, имели бы совместимость с нашими железными дорогами и были бы сертифицированы в Латвии — пока нет.

В целом же можно сказать, что экономическое расставание с Европой для России будет больнее, чем для ЕС. Да, в общей сложности российский рынок покинули порядка 1000 иностранных компаний и почти треть всех европейских, которые работали там до войны — но в большинстве случаев это решение продиктовано нежеланием потерять лицо. То есть, останься они в России, убытки, связанные с ухудшением репутации, были бы выше, чем экономический удар при отказе от рынка России. Но как такой разрыв экономических связей сказывается на обычных европейцах?

Европа борется с инфляцией

На экране — массовые уличные беспорядки. Подобные кадры часто использовала российская пропаганда с нарративом «как плохо живётся Европе без России». Да что уж там — протесты действительно то и дело вспыхивают. На улицы выходят десятки, иногда и сотни тысяч.

Дело в инфляции, в том, что вследствие отказа от более дешёвых российских энергоресурсов в октябре 2022 года потребительские цены в еврозоне возросли на 10,6 процента в сравнении с тем же месяцем 2021 года. То есть показатель инфляции достиг нового исторического максимума, впервые с момента введения евро в 1999 году превысив десятипроцентную отметку. Для стран Балтии рост инфляции оказался вдвое большим. Инфляция под конец года в Латвии, Литве и Эстонии — более 20 процентов.

Как свидетельствуют данные за декабрь (*.pdf), средняя годовая инфляция в еврозоне — 9,2%. Хуже, чем в Балтии, дела обстояли в одной лишь Венгрии. Да, главная и основная причина инфляции — рост цен на энергоресурсы. Это повлекло за собой удорожание продуктов питания, услуг и промышленных товаров.

Для борьбы с ростом цен Европейский центральный банк повысил процентную ставку — впервые за 11 лет. На 0,5 базисных пункта в июне прошлого года. Затем еще на 0,75 базисных пункта в сентябре. А затем еще и еще. Мотивация простая — этот шаг сделал кредиты более дорогими, а людей более склонными экономить. Чем меньше денег тратит потребитель, тем меньше рост цен на товары и услуги — меньше инфляция.

Расслабленная монетарная политика Европейского центрального банка больше продолжаться не будет. Впереди можно ожидать повышения процентных ставок, заявила в интервью Rus.LSM.lv в рамках проекта «Безопасность в Европе» евродепутат Инесе Вайдере («Новое Единство»):

«Я думаю, что повышение процентных ставок продолжится. Может быть, ещё недолго, но продолжится. До того момента, как мы сможем остановить инфляцию и этот приток денег в экономику. Жителям брать кредиты будет невыгодно. Нужно будет жить с тем, что есть. Я действительно боюсь в такой нестабильной геополитической ситуации давать прогнозы. Но процентные ставки могут значительно вырасти. И банки будут очень аккуратными при выдаче кредитов. Это трудно прогнозировать. Но в любом случае эта очень расслабленная монетарная политика, кажется, больше не будет продолжаться».

Но тут главное не перегнуть. Увеличение процентной ставки приводит к снижению деловой активности. Ухудшению дел на рынке недвижимости, в строительстве. А всё это ведет к торможению экономического роста.

И тем не менее — по прогнозам Европейского центробанка, существенное повышение процентной ставки еще возможно. Цель — вернуть среднесрочную инфляцию к показателям в 2%.

А что с евро?

В течение более чем полугода с начала войны в Украине европейская единая валюта дешевела. А в сентябре — впервые за 20 лет стала дешевле доллара. Здесь свою роль сыграла совокупность причин. Главные — сокращение объёма российских энергоресурсов и общие неясные прогнозы восстановления экономики. Впрочем, вместе с решениями Европейского центробанка и по мере заполнения газохранилищ Европы топливом с самых разных концов света вернулась и уверенность. Пробив сентябрьское дно, курс евро к доллару постоянно растёт и сейчас уже находится на уровне начала 2020 года.

В целом же этот, 2023 год экономисты связывают с постепенным замедлением роста инфляции и с приростом покупательской способности.

Прогнозы роста экономики — очень скромные. Если еще минувшим летом рост ВВП Евросоюза и еврозоны, по прогнозам Еврокомиссии, должен был составить около 1,5 процента, то в декабре прогноз скорректировали до 0,5%. Но при этом жесткого экономического кризиса не произошло — и он уже вряд ли произойдёт.

Инфляция к концу 2023 года, по прогнозам Европейского центробанка, может опуститься до 3,6%. Что всё еще много в обычных условиях. Но приемлемо для военного времени.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное