Это миф, что «ковид» кончился с началом войны — эпидемиолог

Обратите внимание: материал опубликован 1 год назад

Хотя «ковид» как будто исчез из списка горячих тем, на самом деле он никуда не делся, хотя жить с ним стало проще, чем в начале его появления, рассказал эпидемиолог Юрий Перевощиков в передаче «Безопасность в Европе» на Rus.LSM.lv. И он, и другие участники эфира считают, что пандемия преподнесла нам немало важных уроков.

Полный выпуск смотрите здесь.

«Я бы не сказал, что он кончился. Мы до сих пор его наблюдаем. Он просто — и это случилось еще до войны — поменялся», — отреагировал глава департамента анализа рисков и профилактики инфекционных заболеваний Центра профилактики и контроля заболеваний (SPKC) Юрий Перевощиков на распространенный нынче вопрос, как так получилось, что с началом вторжения РФ в Украину «кончился» Covid-19.

Эпидемиолог пояснил, что штамм «Омикрон», который стал распространяться еще до войны, разделился на многие подвиды, и они сейчас борются за существование, но в общем и целом на данный момент можно сказать, что эти изменения человеку выгодны, поскольку Covid-19 в нынешнем виде переносятся намного легче, чем в начале пандемии.

«В общем-то

мы приспосабливаемся и на сегодняшний момент можем сказать, что ситуация более-менее благополучна. Но Covid-19 не кончился»,

— заверил специалист.

Насчет распространенности болезни Юрий Перевощиков заметил, что нынешнюю статистику приходится оценивать очень осторожно, поскольку она сейчас собирается в основном по больницам (а не везде и всюду, как это было в 2020 и 2021 годах).

«В основном мы видим ситуацию в больницах. В целом «ковид» обнаруживается у каждого десятого пациента. Это довольно стабильная цифра в последнее время. О ситуации мы также можем судить ещё по двум показателям. Один — число пациентов в больницах: оно примерно уже два месяца на уровне 60 человек, и это тоже довольно стабильная ситуация. И ещё один показатель — концентрация вируса в сточных водах. Во всех странах проводится программа мониторинга, и мы видим, что концентрация вируса сточных водах снизилась и остаётся на низком, но достаточно стабильном уровне», — описал наблюдаемую картину эпидемиолог.

Руководитель кафедры общественного здоровья и эпидемиологии Рижского университета им. П. Страдиня Гирт Бригис отметил, что пандемия коронавируса разразилась в ситуации, когда латвийская система здравоохранения была ослаблена хроническим недофинансированием. Чем слабее система, тем труднее ей справляться с нагрузками, и, по мнению профессора, это надо учитывать, готовясь к следующим возможным проверкам на прочность.

Янис Либкенс, член правления Латвийской национальной ассоциации оптовых торговцев лекарствами, обратил внимание на то, что пандемия — особенно на ранней стадии — вскрыла еще одну проблему: в Латвии крайне мал запас лекарств и медицинских расходных материалов.

«Когда границы закрывались, страны вводили запреты на пересечение границ, останавливался товарооброт,

оказалось, что у нас запасов всего на пару недель. Если бы кризис продолжался три месяца, то у нас не хватило бы стратегических запасов на такой срок. У нас есть запасы нефтепродуктов, но нет запасов медикаментов и резиновых перчаток.

Врачи могут работать, но если у них нет оборудования и средств защиты, их возможности ограничены. Так что это первый вывод: нам надо думать о стратегических запасах», — подчеркнул гость передачи.

А Ю. Перевощиков подчеркнул важность эпидемиологического надзора для борьбы с эпидемиями.

«Пандемия показала, насколько важна информация для принятия решений.

Если нет информации, то нет и правильных решений. А откуда она берется? Их эпидемиологического надзора. Это данные от пациентов, от лабораторий. Мы должны добиваться, чтобы пациенты были обследованы и качественно опрошены», — сказал представитель SPKC.

Он признал, что для реакции на Covid-19 пришлось усовершенствовать систему эпидемиологического надзора, связанные с ним информационные системы, учиться быстро организовывать массовую вакцинацию.

«И еще один момент — эпидемические мероприятия. Все время надо было сдерживать вспышки, расследовать их, ограничивать распространение, работать в очагах инфекции, пока не подоспеет вакцина», — отметил Ю. Перевощиков.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное