Открытый разговор

Обзор событий недели

Открытый разговор

Кто оплатит больничный: чем недоволен бизнес и какие лазейки находят невакцинированные?

Обзор зарубежных событий

Есть власть, но нет государства: что происходит в Афганистане при талибах

Обратите внимание: материал опубликован 2 года назад

«Талибан» взял под контроль почти всю территорию Афганистана, но пока совершенно не ясно, как может развиваться ситуация, поскольку само это движение не монолитно, а общего врага у его участников теперь нет. Новой власти сейчас приходится заново выстраивать государство, которого, по сути, нет. При этом в стране царит безработица и голод, а половина населения оказалась тяжело поражена в правах. Об этом говорили участники передачи «Открытый вопрос» на Латвийском радио 4.

«На самом деле сейчас никто не знает, что будет в Афганистане. Даже сами участники политических процессов, которые происходят в этой стране, не знают, чем это все для них обернется», — сказал Темур Умаров, научный консультант Московского центра Карнеги, эксперт по Центральной Азии.

Он пояснил, что главная цель «Талибана», который получил контроль над страной еще когда там находились войска США и их союзников, — установить власть на всей территории. Судя по сообщениям СМИ, это более-менее удалось и только территории в провинции Панджшер еще сопротивляются. Но для закрепления успеха этого мало.

«В нашем представлении «Талибан» — это одна организация. Но на самом деле она сложно устроена, она состоит из разных групп со своими собственными интересами.

Пока на территории Афганистана находились американцы, все они естественным образом сплотились против врага, которым был Вашингтон. Но с тех пор, как американцев там нет, говорить о том же едином «Талибане» не стоит.

Потому что теперь у каждой мелкой организации, которая входит в его состав, могут быть свои интересы. Важный вопрос, сможет ли руководство, которое сидит в Кабуле, договориться со всеми участниками», — считает гость «Открытого вопроса».

Помимо этого новой власти сейчас приходится решать множество других сложных вопросов, чтобы, собственно, свою власть осуществлять. Надо восстановить сбор налогов, работу министерств и других институтов.

«Потому что управление государством — это зачастую очень скучная монотонная работа, которую должны выполнять люди. И надо найти соответствующих людей», — подчеркнул он.

Кроме того, есть еще одна важная задача — получение монополии на насилие, которая является частью нормального функционирования государства. В Афганистане же у 10% домохозяйств есть огнестрельное оружие, что делает обеспечение этой монополии не таким простым делом.

Собственно, по его словам, это подтверждается и обилием терактов в разных новостях: по сути, судебная и правоохранительная ветви власти не работают, а закон на земле вершат боевики по своему усмотрению.

На вопрос, можно ли оценить, что изменилось после того, как из Афганистана ушли американцы и пришли талибы, Темур Умаров заметил, что информации о происходящем за пределами Кабула крайне мало. Но в целом уже можно сказать, что половина населения уже сильно пострадала от смены режима.

«Я говорю о женщинах. Их положение сейчас намного тяжелее, чем было при американцах.

Талибы, как известно, сторонники очень радикального течения в Исламе, сторонники установления шариата на территории всего Афганистана. И они против того, чтобы, например, женщины выходили из своих домов без сопровождения», — сказал он.

Политолог Ояр Скудра подтвердил: положение женщин при «Талибане» ухудшилось радикально: «Девушки должны были покинуть средние учебные заведения. Они обучаются в начальных школах. Но они там обучаются законам шариата и Корану».

Кроме того, он отметил, что в стране — уровень безработицы зашкаливает, каждый третий житель недоедает или даже голодает, риски возникновения больших потоков беженцев очень высоки.

А как на это смотрит Евросоюз? Возможно, общее отношение недавно сформулировала немецкий лидер Ангела Меркель.

«Вчера было такое обширное интервью уходящего канцлера ФРГ Ангелы Меркель, и она сказала так, что наша цель в Афганистане — помочь тем людям, которые помогали […] представителям Германии, в том числе войскам в составе группы НАТО, чтобы афганские власти помогали устанавливать контакт с ними и оказывать им какую-то гуманитарную помощь. И в целом такую же помощь Германия и Евросоюз хотели бы оказывать Афганистану в принципе. Но! При одном основном условии: чтобы соблюдались хоть какие-то элементарные права человека, особенно в отношении женщин», — сказал Ояр Скудра.

Ранее Артис Пабрикс в интервью Latvijas Radio заявил, что 20-летняя международная военная миссия в Афганистане была необходима, но при этом выбранный США способ выведения контингента НАТО из Афганистана оказался неверен.

Журналист же и востоковед Фредерик Имант Озолс Латвийскому Радио 4 считает, что уход западных вооруженных сил из Афганистана и, по сути, передача страны талибам, которые к тому моменту взяли под контроль почти всю ее территорию, даст тому же «Талибану» и другим исламистским группировкам дополнительные аргументы об «исключительном лицемерии Запада».

Сам Ояр Скудра допускал, что после «талибизации» Афганистана счет беженцам оттуда может пойти на миллионы.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное