В первые два месяца этого года латвийская гостиничная индустрия приняла 167,6 тыс. иностранных и местных гостей — вдвое больше, чем в первые месяцы 2021-го. Однако это лишь 52% от числа тех, кого обслужили в начале 2020-го.
«Эти цифры показывают тенденцию, которую мы наблюдали в январе-феврале. Мы очень оптимистично смотрим на сезон этого года и весь год в целом. Эти цифры мы могли уже сравнивать с 2019 годом», — заявила Грайксте.
Появление местных туристов — это очень хороший признал, добавила она.
«В прошлом году было по-разному, в том числе и с местными гостями, сокращалось время пребывания, мы осторожно смотрели. Но сегодня — оптимистичный сигнал», — пояснила Грайксте.
Однако война в Украине все изменила:
«После 24 февраля мы можем наблюдать ту же ситуацию, которая была в начале марта 2020 года. Такая же ситуация: те резервации, которые были сделаны, откладывались. В самом начале — близкие даты, но позже — на май, июнь. Все зависит от того, как скоро ситуация будет стабилизироваться, как реагируют наши основные рынки и насколько успешно мы найдем другие рынки».
При этом, по словам Грайксте, Украина, Россия и Беларусь были для Латвии важными рынками:
«Если смотрим вместе — Украина и Россия — это было почти как Эстония [по объему]. И это доказывает, что Россия, Украина, Беларусь были очень важные рынки для нас. В 2019 году это была пятая часть, это были достаточно большие цифры. Теперь нам надо найти другие рынки».
Теперь же с иностранными туристами говорят прежде всего о безопасности, пояснила специалист.
«Ключевое — безопасность. Далекие рынки — например, США — могут не понимать, как близко или далеко от нас находится Украина и Россия. А для ближайших рынков, например, Германия и даже Скандинавия — чувствуется, что у нас есть граница с Россией. Это одна из причин, почему откладываются резервации из ближайших стран.
Теперь нам, на любую тему говоря, акцент надо делать на безопасность. Здесь все спокойно, самолеты прилетают и улетают, сфера гостепримства работает, все ждут, готовы организовать мероприятия, конференции и так далее. Все возможно и безопасно», — пояснила Грайксте.
Определенной поддержкой для отрасли стало и размещение в гостиницах украинских беженцев.
«Если бы больше украинских беженцев было размещено в гостиницах, было бы лучше. Мы видим, что использовать готовую инфраструктуру было бы лучше для самих украинцев. Но, в любом случае, есть какое-то решение — временно заменить тех, кто не приехал, заменить беженцами. Конечно, на какое-то время это решение. И мы действительно поддерживаем...
По правилам Кабинета министров, плата за ночлег для одного человека — 20 евро. Там не указано по поводу питания, но все равно — каждое самоуправление хочет, чтобы было дешевле. Но даже с этими небольшими деньгами гостиницы делают все возможное, чтобы люди чувствовали себя хорошо. Дополнительно есть психологическая поддержка, концерты и экскурсии для детей. Так что отрасль играет и такую социальную роль», — подчеркнула Грайксте.