Личное дело

Сортируй, не сортируй...

Личное дело

А теперь эстонский номер!

Что не так? Эгилс Левитс. Президент говорит.

«Что не так?»: Эгилс Левитс. Президент говорит

Обратите внимание: материал опубликован 2 года назад

61 голос депутатов Сейма получил президент Эгилс Левитс во время своего избрания. Это второй результат среди всех президентов с момента восстановления независимости Латвии. Перед избранием его сравнивали с яркой звездой, которая осветит уголки страны. Летом этого года Эгилс Левитс стал ярко выраженно непопулярным президентом: две трети респондентов негативно оценивают его деятельность как политика. Как произошло такое падение рейтинга? Это анализирует программа «Личное дело» в новой рубрике «Что не так». Эгилс Левитс. Первая серия. Президент говорит. 

8 июля 2019 года. За – 61 депутат. Президентом Латвии становится Эгилс Левитс. Больше голосов получала только Вайра Вике-Фрейберга, когда переизбиралась на второй срок – 88.

Но ведь, если отбросить ту феноменальную победу Вике-Фрейберги, выходит, что именно Эгилс Левитс стал самым консенсусным кандидатом в президенты. Он по голосам обошёл и обошёл и Гунтиса Ульманиса, и Валдиса Затлерса, и Андриса Берзиньша, и Раймонда Вейониса, и Вайру Вике-Фрейбергу в её первой каденции.

Вспомните, что тогда говорили об Эгиле Левите. Вот поэтесса Мара Залите: «По сравнению с многолетними блеклыми и безнадёжными годами президентств, кандидатура Эгила Левита как яркая звезда. Блеск, который свойственен этой звезде, прорастает из глубокой интеллигентности, из отличного понимания места и роли Латвии в европейском и мировом контексте. Из возможности, что очень важно, свободно коммуницировать на четырёх языках – английском, немецком, французском и русском. Латвии очень нужна звезда, которая осветит тёмные неправовые углы нашей страны». Каков слог!

Но ведь и вправду – Эгилс Левитс очень перспективный. Четыре языка, стоял у истоков восстановления независимости, работал в суде Европейского союза, автор преамбулы Сатверсме.

Что показывают рейтинги

Но летом 2021 года центр изучения общественного мнения SKDS опубликовал данные о рейтинге президента – он стабильно падает с момента избрания. По состоянию на сентябрь 2021 года Эгилс Левитс – самый непопулярный президент после восстановления независимости Латвии.

Как так получилось? И что не так с президентом Эгилсом Левитсом?

Сначала давайте разберёмся с рейтингом. Его замеряет центр изучения общественного мнения SKDS. Скажите, как вы оцениваете деятельность такого политика: Эгилс Левитс? Вот с таким вопросом специалисты центра обращались к респондентам. Вместе с его главой Арнисом Кактиньшем проследим динамику.

«Очень быстренько появилась узнаваемость и очень быстро повышались его оценки. Если смотреть по рейтингам, то наивысший рейтинг он имел в первое полугодие его «царствования». Когда начался «ковид», постепенно от месяца к месяцу…. Его рейтинги, его оценки понижались и пошли вниз. Это наихудшие оценки, где примерно каждый четвёртый его деятельность оценивает положительно, и больше половины -  60%, доходит до двух третьих, его оценивают отрицательно», - пояснил Арнис Кактиньш.

По итогам Левитс оказался самым непопулярным президентом. Его рейтинги заметно хуже непопулярных Берзиньша и Вейониса.

Сам президент этим летом в эфире программы Delfi TV ar Jāni Domburu о собственных рейтингах высказался следующим образом:

«Если мне нужно выбирать между тем, что правильно, тем, что остаётся и тем актуальным рейтингом, я в любом случае выбираю то, что сделано правильно. Это моя задача. Я выбран на четыре года. Я независим ни от расположения парламента, ни от, скажем так, народного рейтинга. Это то, что в нашей парламентской системе выделяет президента. Президент – независимый институт».

Как и что говорит

«Люди, которые умерли от «Ковида», для них, конечно, этого рождества не будет», - Эгилс Левитс, декабрь 2020 года, LTV.

Как одной фразой обрушить собственный рейтинг? Эгилс Левитс сумел это сделать. Он сказал эту фразу в интервью журналисту LTV Анете Бертуле в декабре 2020 года. Именно в этот месяц рейтинги Левитса обвалились.

Журналист Латвийского телевидения Анете Бертуле, вспоминая о том, интервью, отметила: она сразу поняла, что ничего из сказанного главой государства в этом интервью, а им было сказано много важных вещей, никто больше не вспомнит.

«Конкретно в тот раз, я думаю, он очень хотел оставить впечатление, взъерошить всех. Если не ошибаюсь, во время интервью он даже несколько раз приударил кулаком по столу, говоря об ответственности министров. Было ясно, что он хочет, чтобы то, что он говорит услышали и это оставило какое-то впечатление. Он несколько раз старался повторить мысль о том, как важно защитить себя этой болезни. Каждый раз хотел сказать это другими словами. Ну а в конце получилось вот так. Я на самом деле думаю, что он в тот же миг понял, что так не нужно было. И он с удовольствием забрал бы слова назад. Но это прямой эфир и что сказано, то сказано», - сказала Анете Бертуле.

На вопрос, в чем, на ее взгляд, заключается причина падения рейтинга президента, Анете Бертуле высказала мнение: общество ждало от президента некое послание. «И не просто какое-то общее, а конкретное. И этого не случилось. А, в свою очередь, когда он с таким посланием выходил, то было несколько случаев, этот, конечно, самый яркий, было несколько случаев, когда это выходило как-то неловко. Я, правда, не знаю, почему так», - сказала журналист.

Практически у каждого президента есть своя неудачная фраза. У Раймонда Вейониса такими были все фразы на английском. Андрис Берзиньш отличился на первое сентября: «Парни, по голове нужно, да. Давно не биты были, да». А Валдис Затлерс на время забыл, кто он. Но именно за Эгилсом Левитсом соцсети следят очень внимательно. И он даёт поводы.

Холод и отсутствие эмпатии

Илзе Расса – архитектор коммуникации. Консультировала крупнейшие предприятия страны, была пресс-секретарем президента Валдиса Затлерса. Что, на взгляд эксперта, не так с коммуникацией президента Эгилса Левитса?

«Господин Левитс, как и другие должностные лица,работают как в Латвии, так и в остальном мире в других условиях коммуникации. Нужно учитывать, что у президента ограничены возможности прямой коммуникации с различными группами общества. В значительной степени происходит односторонняя коммуникация. Из-за ограничений президент не может отправиться в региональные визиты, встречаться с людьми, выслушивать их, выражать поддержку. (..)

Эмпатия может быть ключом, который наш президент может включать в свою повестку дня, думая о жителях Латвии.

Ему нужно с эмпатией говорить о страхах людей, об актуальных для людей вопросах», - считает специалист.

Но президент не сумел проявить эмпатию к своим жителям. Он огородился. Это признают и в коалиции, и в оппозиции.

«Он очень далёк от народа, так как не интересуется их проблемами. Была возможность отследить законопроекты. И ни в один из моментов я не видел его заинтересованности остановить антинародные какие-то вещи, поднять социальные проблемы на уровне законодательской инициативы. В данном случае это ситуация, которая отражает его академичность и разочарование, что он не стал лидером мнений в сложные ковидные времена», - полагает депутат Сейма от «Согласия» Андрей Клементьев.

«Знаете, он как юрист, как судья, он очень холодный. Это то, если ты пойдёшь в суд, будет дело какое-то ты хочешь, чтобы судья был такой - по закону. Может, у тебя быть хороший адвокат, который что-то говорить. Но он будет тем, в кого, как в судью, не проникнут никакие чувства. Он бы только по закону судил. Думаю, он это перенес из своей судебной деятельности в деятельность президента. А тут это не очень работает. Потому что от тебя ждут эмоции, ждут понимания», - пояснил депутат Сейма от «Нового Единства» Айнар Латковскис.

И вот показательный пример: 27 октября на портале Delfi Эгилс Левитс публикует собственную статью. По всему видно, что писал лично. К примеру, как и в инаугурационной речи, использует римские цифры. Так вот к кому обращается? С кем говорит? Вот пошагово.

«Мы, как государство и общество», «Нам нужно отвернуться», «Если Мы все вместе» и, конечно, не обошлось без интересов Латвии и латышской нации. Мы, общество, государство, нация. А где я? Где обращение лично ко мне? Кто я для президента? Часть общества? Часть государства? Часть нации? Просто часть?

Культуролог Денис Ханов речь президента тоже прочитал. Не оценил.

«Потому что вчера Левитс всё-таки втиснул в свой текст ещё отдельно «латышская нация». Сказал бы «латышский народ» и успокоился бы. Если вы будете вести себя хорошо, а мы и только мы знаем, как хорошо, значит, вы почётные и правильные граждане.

Здесь идёт классическая попытка исключения из общины послушных.

Потому что послушные получают взамен права, либо отсутствие наказания. Это классический вариант социального контроля. Именно поэтому я посчитал вчерашнюю речь настолько пустой. Пустословной», - заявил Денис Ханов.

На пост президента Эгила Левитса выдвинуло Национальное объединение. Его лидер, депутат Сейма Райвис Дзинтарс считает, что ожидания к главе государства со стороны общества сильно завышены.

«Это ошибка, когда голосуешь за человека, считать, что он будет каким-то сверхчеловеком. Это ошибка и с политической, и гражданской точки зрения. Когда мы думаем, что президент должен быть отличным оратором с одной стороны, отличным деятелем – с другой, что ему нужно приласкать либералов и защитников индивидуальных свобод и одновременно защищать традиционные ценности. Мы ожидаем от президента то, чего у нас нет», - сказал Райвис Дзинтарс.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное