«Еще до того, как начались проблемы с грузооборотом, прошел аудит, который показал, что Latvijas dzelzceļš остался практически не реформированным с постсоветского времени. Мы помним, что у нас были другие крупные компании – Latvenergo, Lattelecom, где реформы были и где число сотрудников сократилось. В LDz такого большого сокращения не было. И мы видим, что по сравнению с такими же предприятиями в Литве и Эстонии у нас на один тоннокилометр было больше сотрудников», — объяснил министр, почему в железнодорожном госконцерне все никак не закончатся сокращения кадров.
По словам политика, ради оптимизации процессов состоится и недавно анонсированный раунд увольнений: сократят около 200 административных сотрудников и 500 — работающих непосредственно на железной дороге.
«Найдены возможности работать технологически по-другому, иначе составлять смены», — добавил Т. Линкайтс.
Но есть ли какой-то целевой показатель, сколько должно остаться работников (в конце декабря 2021-го в самой LDz было 4,8 тыс работников, а во всем концерне — 7,5 тыс, почти на 5 тысяч меньше, чем в середине 2010-х)?
«Могу только сказать, что возможности оптимизировать процессы есть всегда. Но мы уже приходим к тому, что, в принципе, всю основную работу по оптимизации сделаем в этом году. В следующем году останутся, может быть, в отдельных департаментах, отдельных отделах какие-то недоделанные работы», — заверил он.
Рассуждая о грузообороте на железной дороге (общий объем перевезенных грузов за девять месяцев — 15 млн тонн; в 2019-м за тот же период было 31,6 млн, в 2012-м — 47,2 млн), Талис Линкайтс заявил, что основные возможности — работать с теми идущими с востока грузами, которые в силу разных причин не могут обработать российские порты. Помимо этого идет работа с Российскими железными дорогами по организации транзитных перевозок из Санкт-Петербурга и Москвы в Калининград.
В целом же, по словам министра, нынешний квартал для железной дороги не так уж плох, потому что, благодаря высоким ценам на мировом рынке в снова появился уголь.
Но можно ли возлагать на уголь сколь-нибудь долгосрочные надежды, учитывая «зеленый курс» Европы?
«Это, наверное, все-таки будет долгосрочный процесс [отказа от угля], пока мировая экономика перейдет на другой вид сырья. Да, с одной стороны, европейские страны постепенно отказываются от угля. Но, с другой стороны, мы видим также видим, что пока не найдены надежные альтернативы, в трудные моменты уголь нужен. Это видно и по нынешней цене угля, и по спросу. Конечно, для железной дороги мы не планируем какого-то большого увеличения грузопотока. Мы полагаем, что в целом он останется в таком объеме, как он есть сейчас», — сказал Талис Линкайтс.
Как сообщал Rus.LSM.lv, Latvijas dzelzceļš уволит почти 700 сотрудников, при этом Талис Линкайтс ранее допустил, что какие-то сокращения возможны и в следующие годы.