C полной видеозаписью передачи можно ознакомиться здесь
Рига «ужасно размазанный в пространстве» город, и в этом — его огромный минус, говорит специалист.
«Как раз-таки компактные города — эффективны в управлении, потому что отвечеют многим запросам: начиная от того, что вам нужно меньше тратить денег не содержание инфраструктуры, неважно чего — кабели тянуть или трубы прокладывать, и заканчивая тем, что люди меньше зависят от автомобилей, от общественного транспорта, они больше могут перемещаться пешком, на велосипедах, самокатах. Гораздо легче реализовывать проекты «15-минутного города» — когда у вас примерно на расстоянии 15 минут ходьбы расположены все основные объекты, нужные для жизнедеятельности людей, от магазинов до кафе и муниципальных центров обслуживания.
Рига в этом плане очень некомпактна — и сейчас еще происходит разрастание города за счет пригородов, всё больше рижан предпочитает жить не где-нибудь в центре или микрорайонах, а где-то в Марупе или Саулкрасты.
Понятно, что этот пририжский район не совсем полноценен для жизни — так что люди все равно продолжают использовать рижскую инфраструктуру, возить детей в рижские школы, сами работать в Риге. И получается, что город искусственно разрастается, но жители пририжских самоуправлений платят налоги там, Рига их подоходный налог теряет, но вынуждена продолжать содержать инфраструктуру и терпеть автомобильные заторы».
По площади территории (немногим более 307 кв. км) Рига превышает Копенгаген в полтора раза, прозвучало в передаче. Она больше Амстердама, Цюриха и почти такая же, как Мюнхен. Но население всех этих городов намного больше рижского. В Мюнхене проживает 1,5 млн человек. Парадокс в том, говорит Полещук, что при этом рижане живут в тесноте.
«Если мы посмотрим на статистику, сколько квадратных метров жилплощади приходится на жителей разных городов, то в Риге — очень мало! Наши жители, в отличие от жителей Цюриха и Мюнхена, живут не в частных домах, а преимущественно в многоэтажках. Как раз по этому показателю мы живем очень стесненно, и это большой минус.
В городах Западной Европы — Брюсселе, например — большие жилые пространства на душу населения, поэтому ту же пандемию они перенесли намного проще, им было где разойтись. Не просто коридор-кухня-туалет, жизнь в своем доме. У этого есть свои плюсы и минусы. Например, западные урбанисты как раз-таки ругают западную модель европейских городов, они считают ее неэнергоэффективной с точки зрения расходов энергоресурсв на отопление всех этих огромных домов. Видимо, где-то должна быть золотая середина.
Но в Риге квадратных метров жилья у нас мало, и это еще — вопрос доступности жилья. То жилье, которое строится в Риге, доступно не всем — не все могут улучшить свои жилищные условия. А те, кто может — они почему-то сразу предпочитают делать это за счет выезда из столицы. Значит, видимо, условия жизни в городе их чем-то не устраивают», — резюмировала Полещук.