Посмотреть полную видеозапись передачи можно здесь.
«Жаль смотреть, что наши законодатели творят с латвийской экономикой и ее будущим! Для каждого разумного человека, тем более предпринимателя, должно быть ясно, что хорошо и необходимо дружить со своим врачом, своим адвокатом и своим банкиром. Это большое везение, что страны Балтии имеют такие достаточно крупные, сильные банки, в первую очередь шведские (хотя там сотни тысяч акционеров по всему миру). И что у Швеции, страны с собственной денежной системой, есть интерес поддерживать эти банки.
Конечно, в кризис 2008 года, если бы Латвии пришлось самой спасать банки такого размера, ситуация была бы намного плачевнее. Тогда обанкротились местные банки, а Швеция нам фактически помогла, поддержала.
И в данном случае мы просто видим, что
политики принимают решения, которые, как они считают, понравятся избирателям. То есть чтобы [партии] попасть в Сейм, нужно набрать порядка 40-50 тысяч голосов. В Латвии заемщиков по ипотечным кредитам где-то 115 тысяч. И они (политики) рассчитывают на это, делая то, что они делают. Хотя наносят этим ущерб латвийской экономике.
Потому что, естественно, банки — коммерческие организации: Swedbank зарегистрировал Swedbank Latvija, и ему принадлежат все отделения Swedbank в странах Балтии с капиталом 3,8 млн евро и с накопленным капиталом сейчас уже больше 4 млрд евро.
Политики хотят экспроприировать часть прибылей этих банков — шведских, скандинавских и банков с американскими акционерами, — чтобы каким-то образом помочь заемщикам. Банки говорят, что испытывают настоящие проблемы — реальные, им надо пересматривать условия где-то для 1% всех заемщиков. Понятно, для всех нас — я тоже заемщик — очень неприятно и очень быстро ставки поднялись, и конечно, мы бы с удовольствием платили меньше и тратили на что-то другое.
Проблема в другом! Проблема в том, что, как подсчитал профессор Рижской Стокгольмской высшей экономической школы Мортен Хансен, что если бы Латвия росла с такой же скоростью, как Литва в последние десять лет — то у нас в бюджете было бы каждый год на 3 млрд евро больше. И соответственно, поскольку наш бюджет — это 30% от валового продукта, то в карманах у нас с вами и у предпринимателей было бы дополнительно еще 7 млрд евро. Проблема — в том, что Латвия не растет.
И то, что сейчас делают законодатели — что, улучшит доступность кредитов? Понизит ставки? Да нет, конечно. Если поставить комиссию в 2% в год на выдачу кредитов, у банков — нет вариантов. Все биржевые организации, акционеры скажут — зачем вам инвестировать и кредитовать в этой стране, которая ведет себя таким образом: просто изымает и крадет нашу прибыль».
Конечно, есть люди, которым нужно помогать, делает оговорку Рунгайнис — особенно молодым семьям с детьми, одиноким родителям и другим группам.
«Но это надо делать не таким образом! Это — чисто популистское мероприятие. Скажем так: мы все сидим в театре, наблюдаем за пьесой, которая неприглядна. И чтобы это исправить и объяснить, что проблема не в пьесе, а в чем-то другом, нам на галёрке драку начали устраивать — избивают, в принципе, одного из нас, из зрителей. Работавших на тех условиях, которые им поставило латвийское государство, латвийское законодательство.
Понятно, что это приведет просто к тому, что доступность кредитов уменьшится, и кредиты станут дороже. Соответственно — это не решает проблему того, как нам развиваться, как нам расти, чтобы все стали богаче. Потому что из всех стран Балтии Латвия сейчас отстает по средней зарплате уже не только от Эстонии, но и от Литвы.
Надо этот вопрос решать: как больше зарабатывать. А это не делается способом выкручивания рук и грабежа банков. Наоборот, надо смотреть и уменьшать бюрократическую всю эту систему, с ее требованиями и зарегулированностью. Но это тяжело, и это задевает конкретные интересы конкретных людей. А тут — можно: шведские банки не дают взяток, не влияют на политику, не устраивают никакого лобби, их можно примять. Но результат какой будет?
Вдобавок к этому — еще геополитическая составляющая. Нашу безопасность, нашу независимость, в конце концов, обеспечивают американцы и шведы. И за это, видимо хочется сделать шведам больно. А ведь в результате их вступления в НАТО наша безопасность улучшается. Но
мы отвечаем тем, что их коммерчески хорошо работающие, обеспечивающие хорошие условия кредитные организации ставим в тяжелые условия. Да, почти все кредиты собрались в этих четырех банках. Но почему собрались? Потому что это самые дешевые, самые долгие, самые хорошие и выгодные кредиты».