Полное интервью доступно здесь
«Большинство немцев, увы, против поставки этих ракет Украине. Это не выражение какого-то пророссийского или антиукраинского направления. Скорее всего, это боязнь того, что поставка этих ракет может втянуть Германию в войну и что будет какая-то ответная реакция России уже в отношении не Украины, а самой Германии», — пояснил Умланд.
Он выразил надежду, что канцлеру ФРГ Шольцу удастся как-то «запаковать» поставку ракет Taurus в какой-то большой пакет западной помощи, куда войдут новые виды вооружений для Украины.
Говоря об исторической эмпатии Германии к России, политолог отметил, что этот фактор сейчас играет значительно меньшую роль, чем раньше.
«Все эти страшные картинки из Украины изменили видение, может быть, не России в целом, но этого режима. Конечно, еще есть такие тенденции, есть тоже экономические интересы, есть пацифистские тенденции, но главным фактором, который сейчас ограничивает немецкую помощь для Украины — это страх.
Во-первых, страх эскалации войны в Украине, то, что это перейдет в Третью мировую войну, в ядерную войну, и сейчас это все больше страх перед самой Россией и перед тем, что Россия может напасть на страну-член НАТО. И тогда Германия уже будет обязана принимать участие в войне напрямую», — пояснил Умланд.
Он добавил, что страх не позволяет странам Запада оказывать максимальную поддержку Киеву, так как они не хотят ослаблять собственную обороноспособность перед угрозой РФ.
«И тут тоже, мне кажется есть некий когнитивный диссонанс.
Многие стратегические мыслители на Западе верят в то, что есть две России. Одна Россия воюет с Украиной, а вторая — опасна для стран Запада, которая, скажем, может напасть на Германию. Но есть только одна Россия. Поэтому, мне кажется, это хорошо понимают страны Балтии, поэтому они так много помогают Украине»,
— отметил политолог.
По его словам, несмотря на то что Эстония, Латвия и Литва находятся в большей опасности со стороны РФ, они оказывают большую поддержку Украине, потому что понимают, что двух Россией не существует.
«Есть только одна Россия. Если она потерпит поражение в Украине, она будет меньше опасностью для Эстонии, Латвии и Литвы. Я бы это назвал балтийским подходом. Другие страны на это странным образом смотрят по-другому», — сказал Умланд.
Несмотря на разные подходы стран Запада к поддержке Украины, он считает, что угроза со стороны РФ скорее является объединяющим фактором для Европы и США, а не наоборот.
«Я не думаю, что будут новые расколы. Есть, конечно, отдельные страны, такие как Венгрия. Они как бы нарушают это единство, но это, скорее, исключение, которое подтверждает общую тенденцию, что в долгосрочном видении эти страны сближаются», — сказал научный сотрудник Шведского института международных отношений.
Он также отметил тенденции роста популярности право-популистских партий в Германии и других странах Запада (среди которых Италия и Швеция), однако пока они не привели к изменению внешней политики этих стран, которые продолжают поддерживать Украину.
Ситуация в Германии несколько иная, ведь популярная там право-популистская партия «Альтернатива для Германии» имеет связи с РФ и «отчасти пророссийская», отметил Умланд.
«Конечно, это риск, но пока эта партия остается изолированной, стигматизированной, она не будет частью какого-нибудь федерального правительства. Она будет частью оппозиции в Бундестаге», — сказал Умланд.