Психология взросления: «Трудный ребенок — это мальчик!» — специалисты

Так называемые трудные подростки — это преимущественно мальчики, это статистический факт, заявила в передаче Латвийского радио 4 «Открытый разговор» Анна Губермане — специалист по диалектически-поведенческой терапии для подростков, драма-терапевт. И нужно помнить, что подростковый период очень длителен: на самом деле с учетом препубертата это — порядка девяти очень важных лет жизни, становления личности. У мальчиков и девочек личностные проблемы, как правило, отличаются, пояснила Губермане.

«Основные проблемы [взросления мальчиков] связаны со средой, с их неготовностью функционировать именно в этой среде. Результируются проблемы в поведении — и мы обычно зовем их «трудными». А у девочек, скорее, статистически чаще это выражается в тревожных и депрессивных нарушениях, в нарушениях регуляции настроения.

Соответственно, в определение «трудных детей» тогда скорее уж попадают мальчики — и да, возможно, дети из социально неблагополучной среды, потому что их родителям труднее скрыть следы нарушений поведения. Они в это не вовлекаются.

Хотя если мы будем думать о подростках как о людях, особенно как о людях, которые, с одной стороны, находятся под очень жестким давлением (подростки — это юридически несвободные люди; за них основную чаcть решений принимают родители)... А с другой — это люди, которые длительное время, с 9 до 19 лет или, если говорить о нашей стране, примерно с 10 до 18 лет, во второй, старшей половине этого периода проживают момент, когда человек достаточно много времени проводит с открытым социумом. Да, его социальные сети, где он проводит время — это место, где есть и совершеннолетние люди», — рассказала Губермане.

Что делать семьям, в которых растут дети, испытывающие трудности с поведением — какие у них есть возможности на ранних этапах этих сложностей получить помощь в госучреждении или общественной организации (не дожидаясь, пока ребенок начнет уже нарушать закон)?  Еще одна гостья передачи — социальный педагог, руководитель семейного центра Alise Винета Прейса — сказала, что такие возможности имеются, но сразу оговорилась, что стоит обратить внимание вот на какой момент:

«В разговорах с семьями иногда выясняется, что ребенок-непоседа, бегающий по классу и т.д., которого родители называют гиперактивным (синдром дефицита внимания и гиперактивности, СДВГ — вообще-то медицинский диагноз и требует наблюдения у невролога), на самом деле — нормальный, здоровый подвижный ребенок, которому для полноценного развития нужна нормальная, здоровая среда!

А наша среда обитания — это квартиры, часто маленькие, и чем там заниматься? Там же ему негде эту энергию сбросить. И хорошо бы найти, где ему как-то развиваться, спорт или что-то другое — но, к сожалению, не всегда такие возможности имеются.

Иногда мне приходится говорить: знаете что, милые родители, ваш ребенок — нормальный! Ему нужно просто активно двигаться. Иногда они просто физически не могут спокойно сидеть в классе эти 40 минут. Вот коллега говорит — мальчики; так они же еще активнее! Нужно смотреть...

Мы привыкли считать, будто школьная среда — это хорошая для детей среда, но может, нужно пересмотреть уже? Может, не для всех — и не для всех одинаково? И тогда, если будет другой, более индивидуальный подход к детям — может, не всем нужно 40 минут сидеть? Может, нужно как-то по-другому?»

Даже спецшколы для детей с особенностями развития грешат тем же, пояснила Винета Прейса. Там тоже уроки по 40 минут и подход, далекий от оптимального — индивидуализированного. Но, несмотря на это, специалист предостерегает также от родительских попыток любыми путями определить ребенка с особенностями в обычную школу (законодательство направлено на инклюзивное образование и это позволяет). Важно критично оценить, не будет ли детям полезнее находиться в другой среде, среди похожих ребят:

«Не в плохом смысле похожих, не в том смысле, что они правила будут нарушать. А по темпераменту они будут похожими! Я наблюдала, как ребенок с плохой характеристикой из старой школы приходит к нам в специализированную, где я работала, и очень интересно, что

в среде, где похожие дети — тоже активные, которые кого-то не слушались, они между собой как-то очень хорошо уравнивают друг друга, и в этой среде ребенок — спокойный, нормально себя ведет и находит себе друзей. А это очень важно».     

Как писал Rus.LSM.lv, в этом году сборы пожертвований , собранных в ходе традиционного рождественского радиомарафона «Дай пять!» (Dod pieci!), будут направлены на программы помощи трудным подросткам. Ежегодный благотворительный марафон всегда организуется для какой-либо особо уязвимой группы общества. 

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное