Полное интервью доступно здесь
Нижникау считает, что РФ не сможет использовать Приднестровье для войны в Украине, например, чтобы открыть новый фронт.
«То, что Россия никак не использовала Приднестровье в первый год войны, очень показательно, хотя у нее были планы на Одессу. И здесь есть ряд причин. Во-первых, Приднестровье само по себе не имеет никакой военной ценности, у него нет никаких военных ресурсов. С военной точки зрение, оно стоит голым в поле. И у России последние 10-15 лет не было никаких возможностей нарастить свое военное присутствие в Приднестровье: все-таки нет общей границы, нет возможности перебросить туда какие-то войска. То есть в данном случае
Приднестровье не имеет никакой возможности как-то участвовать в военных действиях в Украине и помогать Российской Федерации»,
— отметил специалист.
В то же время он признал, что будущее Приднестровья и всего региона зависит от результатов окончания войны в Украине.
«Если Россия сможет закрепиться, допустим, на юго-востоке Украины, если она де-факто аннексирует территории Запорожской и даже, как она планирует, Одесской области, то Приднестровье автоматически становится придатком Российской Федерации. (…) Если Россия проиграет, не сможет выполнить свои стратегические задачи, то у Молдовы появляется шанс как вступить в ЕС, так и решить Приднестровский конфликт.
То есть сегодня приднестровские элиты просто, можно сказать, сидят на заборе, смотрят на эту войну и ждут, чем она завершится»,
— сказал Нижникау.
28 февраля пройдет съезд депутатов Приднестровья, на котором могут попросить РФ об аннексии региона, считают в Американском Институте изучения войны. Нижникау считает, что это маловероятно, но признает, что «возможно все».
«Мы не знаем до конца, что в голове у Владимира Путина. Человек совершил огромное количество ошибок, принимает нерациональные решения, и в данном случае, если у него созрела такая мысль, то все возможно. Но я думаю, что на сегодняшний день это очень маловероятно», — отметил исследователь.
По его мнению, подобные нарративы — это политическое давление на Молдову в преддверии президентских выборов 2024 года и «решающих для судьбы Молдовы» парламентских выборов 2025 года.
«И в данном случае Москва будет пользоваться Тирасполем, чтобы оказывать давление и расшатывать ситуацию в Кишиневе», — подытожил Нижникау.