Это — русский вариант материала.
Версію українською можна знайти тут.
Иван Толчинский — гражданин Израиля украинского происхождения, с 2015 года проживает в Латвии. По образованию авиаконструктор, учился в Израильском технологическом институте на факультете аэрокосмической техники, занимался конструированием больших самолетов. Первый дрон сконструировал в 2014 году развлечения ради, но со временем хобби превратилось в серьезный бизнес.
«Я проработал пять лет в компании, а этот дрон сделал, в принципе, случайно — для своих друзей, чтобы поснимать, как мы катаемся на лыжах. В то время дроны еще не продавались, были самоделки. И я тоже сделал самоделку. И так получилось, что меня заметили, инвесторы дали деньги на развитие компании и я стал заниматься дронами», — рассказал он, с чего начался бизнес.
В 2015 году Иван Толчинский отрыл в Латвии компанию по производству дронов Atlas Aerospace. То, что за дронами — компактными и относительно недорогими — будущее, он понял уже давно: «Даже еще будучи наемным работником — инженером в Израиле я говорил, что будущее за дешевыми массовыми решениями, так как большие аппараты не выгодны на поле боя. Я сам служил в армии и видел, что за большими машинами нет будущего, для солдата нужна маленькая. Но тогда это игнорировалось, и так продолжалось до войны в Украине. А война в Украине показала, насколько нужны маленькие системы, которые используются солдатами, как они влияют на поле боя».
Опыт службы в армии Израиля помогает Ивану Толчинскому не только понять, какие именно системы нужны для украинских военных, но и общаться с заказчиком.
«Я понимал, что надо солдату на поле боя, какая система, что он от нее ждет. И это сильно облегчало общение с клиентом, потому что мы находили взаимопонимание и это помогало договариваться — когда смотришь не со стороны продаж, не со стороны компании, а со стороны пользователя», — заверил предприниматель.
Сегодня многие эксперты признают, что война в Украине — технологическая, это «война дронов». Беспилотники находят цель, атакуют ее, наводят артиллерию. Поставки дронов в Украину начались практически сразу после полномасштабного нападения агрессора. Иван Толчинский сам отвез их в Украину. Причем первые беспилотники он отдал бесплатно.
«Чуть больше тысячи дронов поставили в Украину. Поставка началась на второй день войны. Первые единицы отправляли бесплатно, мы вместе, я и наш юрист, ездили в Киев на второй день, отвезли аппараты. Мы видели все эти колонны, танки, беженцев. Потом через две недели там работали наши тренеры, которые обучали [использованию дронов]», — продолжил Иван.
Atlas Aerospace производит так называемые маленькие дроны-наблюдатели. Обычно срок жизни такого дрона — несколько десятков вылетов. Поэтому постоянно нужны новые.
«Основная масса — это дроны до двух килограммов, которые используются солдатами лично или для корректировки огня или для разведки. Система маленькая, укладывается в сумку, она заточена под маленькую группу или одного солдата. Есть системы, которые живут целый год, есть — которые живут несколько месяцев.
Очень сильно влияет подготовка экипажа. И, конечно, от происходящего на фронте. Ребята говорят, что многие системы пострадали от того что, когда дрон возвращается, россияне стреляют в их сторону, бьют артой.
Тогда приходится бросать аппарат. Он еще не успел вернуться, а солдатам уже надо прятаться. Многое зависит и от противодронных систем со стороны РФ», — объяснил глава компании.
В управлении такими дронами очень важны навыки пилота, поэтому компания проводит постоянное обучение пилотов в Украине.
«Наши ребята ездили в Украину, обучали, потом в Украине появились местные инструкторы, там у нас есть офис, тоже обучают, но и сейчас мы иногда отсюда едем, чтобы обучить какую-то группу», — сообщил Иван.
Учитывая, что летать приходится над технологически развитым противником, системы постоянно совершенствуются. Иногда, чтобы понять, как улучшить работу системы, специалисты компании отправляются на передовую.
«Мы до сих пор постоянно вносим модификации в наш дрон, потому что российская сторона постоянно улучшает свои [противодронные] системы. В данный момент у нас все очень стабильно хорошо работает против этих российских систем.
Проблема была в Бахмуте — из-за того, что было сильное подавление, дроны не летали и мы ездили в Бахмут, изучали, системы подавления противника и потом внесли корректировки, чтобы дрон мог работать даже в таких сложных условиях
— на поле боя, где летают истребители, бомбят, летают ракеты», — говорит собеседник ЛР-4.
На производстве «Atlas Aerospace» работают в основном женщины. Это украинские беженки, которые приехали в Латвию после 24 февраля 2022 года.
«У нас работают 47 девушек из Украины. Сначала наше производство было заточено на более высококвалифицированных специалистов, все наши инструкции были написаны на английском. Потом, чтобы обеспечить массовость, надо было нанять людей. Когда же началась война, найти украинок было легко — у них большая мотивация помогать Украине, и они очень хорошо выполняют свои обязанности. Очень качественно! Мы изменили производство, ввели картинки вместо текстов, обучили. Так что все производство у нас — это украинские девушки»