- Полный выпуск программы «ТЧК» можно посмотреть тут
Карлис Даукштс отметил, что прогнозировать в нынешних условиях, когда бы Украина могла присоединиться к Евросоюзу, крайне сложно. «В более долгосрочной перспективе мы можем столкнуться с событиями, которые разрушат все наши представления о позитивном развитии. (..) Это очень сложная законотворческая работа, которая еще не завершена, и у которой есть множество мне до сих пор непонятных нюансов», - сказал политолог.
Следующий год расширения Европейского Союза — 2030, заявил, в свою очередь, научный сотрудник Латвийского института внешней политики Сергей Потапкин. Впрочем, это еще не означает, что именно он станет годом вступления Украины в ЕС.
«Украина должна выполнить большую работу. Конечно, это очень важное для всего ЕС политическое решение о голосовании об открытии переговоров.
Но все понимают, что в условиях войны Украина очень ограничена в выполнении многих требований,
в том числе по борьбе с коррупцией. Мы даже слышим, что в условиях войны, в закупках для нужд ВСУ, возникают коррупционные скандалы», - сказал Сергей Потапкин.
Впрочем, говорит научный сотрудник, есть и еще один аспект, который нужно брать во внимание:
«Евросоюз меняется. Если сегодня у Украины проблемы с Венгрией и Польшей,
в следующем году они могут возникнуть с Нидерландами и Словакией,
где к власти пришли силы, выступающие против помощи Украине. Внутри ЕС растет антиукраинский блок», - считает Сергей Потапкин.
Отдельно участники программы затронули позицию Венгрии, которая наложила вето на предоставление Украине финансовой помощи в размере 50 млрд евро.
На вопрос ведущего Алексея Дунды, является ли премьер Венгрии Виктор Орбан «агентом Путина», профессор Даукштс ответил отрицательно. Он отметил, что в 1921 году Венгрия утратила значительные территории, и Орбан играет на «чувстве национального реваншизма к Европе» для укрепления своей власти внутри Венгрии. В то же время его позиция по Украине позволила Венгрии получить часть от замороженных Европой 30 млрд евро.
«При этом Венгрия получила большой удар по самолюбию, когда канцлер Германии Олаф Шольц предложил Орбану сходить за кофе, когда шло голосование», - признал Даукштс.
Сергей Потапкин тоже не считает, что Украина для Венгрии является принципиальным вопросом: «Это инструмент для торгов. Для Орбана это вопрос 30 млрд евро, девять из которых были разморожены за день до его похода за кофе. Естественно, он не ждет, что эти средства ему компенсирует РФ. И потому для него важнее сохранение статуса адекватного члена внутри ЕС.
Он талантливо манипулирует общественным мнением в Венгрии. И, думаю, в конце концов он будет находить новые возможности, чтобы сходить за кофе.
А пока не пошел, Евросоюз ищет способы, как не оставить Украину без помощи».