По его словам, многие люди подвергались в своей жизни сексуальным домогательствам и молчат об этом, так как это очень чувствительная тема.
«Быть сексуальным и использовать свою сексуальность — это нормальная потребность человека, и здесь очень тонкая грань, когда легкий интерес переходит в уже некомфортные отношения», — отметил психоаналитик.
Он подчеркнул, что важно понимать свои импульсы, и уметь говорить «стоп», когда становится некомфортно.
«Конечно, молодой девушке приятно, когда ей оказывают внимание. С другой стороны, когда это внимание слишком сильное или вызывает неприятные чувства, это должно быть остановлено. Более того, это не должно замалчиваться»,
— подчеркнул специалист.
По его словам, в детстве все мы зависим от взрослых и их мнения, и в нашем подсознании это остается на всю жизнь: в отношениях с начальником или преподавателем мы чувствуем, что они находятся в позиции власти, а мы — подчиненные и зависимые от них. Именно поэтому, когда те злоупотребляют властью, нам психологически сложно этому сопротивляться.
«У любого ребенка формируется система поощрения: когда на него обращают внимание, он рад. Поэтому человек внутри рад, когда на него обращают внимание вышестоящие лица»,
— сказал Мошкин.
Именно поэтому, по его словам, важен этичный кодекс, чтобы руководитель или педагог, или врач не злоупотреблял своей властью и не имел даже мысли о сексуальных отношениях с подчиненным.
С другой стороны, можно учить ребенка говорить «нет» с детства, однако в воспитании важен личным пример, отметил психоаналитик.
Он пояснил, что если у ребенка нет права высказывать свое мнение, задавать «глупые» вопросы, отстаивать свою точку зрения в семье, то и другим взрослым ему будет тяжело говорить «нет».
«Человека свободного, который может защищать свои границы, нужно воспитывать с детства. С раннего возраста говорить ему: ты так думаешь, это здорово. Но, знаешь, вот лучше так. То есть разговаривать, уважительно относиться. И только через такое воспитание может вырасти человек, способный защитить себя. А если он привык подчиняться, у него нет права сопротивляться… Ему можно много раз говорить, что он должен защищаться, но он не будет уметь этого», — сказал Мошкин.