Плодовитость и прожорливость восьмизубого елового короеда (он же короед-типограф) в прошлом году дошла до такой степени, что в лесах 230 волостей в 32-х краях был объявлен режим чрезвычайной ситуации с полным или частичным запретом на вырубку. Ведущий научный сотрудник научного института Silava Агнис Шмитс пояснил, что первопричина столь массового размножения вредителя — благоприятные погодные условия в течение нескольких лет: начиная с 2019 года популяция всё время росла. В прошлом году была зафиксирована самая высокая лётная активность этих жуков с момента начала мониторинга.
«Ограничительные мероприятия принесли плоды — повреждения лесов снизились, примерно на 20%, чуть меньше. Так что летают они теперь больше, но вредят меньше. Это позитивный момент. В этом году весна была очень-очень ранней, и вылеты начались на две недели раньше, чем в другие годы, к примеру, в прошлом году — в середине апреля. В этом году — уже 2 апреля во многих местах Латвии были вылеты жуков. К счастью, потом похолодало. Так что, может, ничего они не получили за счет своего раннего вылета. Но это мы увидим позже. Если мы будем правильно хозяйствовать, то мы сможем с ними уживаться. Но надо понимать, что не всегда мы сможем растить ели так долго, как когда-то хотели», — объясняет А. Шмитс.
То есть, к примеру, получится растить деревья до 60 лет, а не до 80.
Старший эксперт отдела леса и защиты окружающей среды Государственной службы леса Оскар Залькалнс говорит, что короеды хорошо перезимовали хорошо — то есть для жучков хорошо, а для людей плохо.
«Они в этом году проснулись очень рано. Посмотрим, каким будет май. Прогнозы — примерно на уровне прошлого года, а может, немножко хуже. Синий и зеленый ольховый листоед — тоже жив и на листьях это уже заметно, так что вскоре увидим и последствия их старательной «работы», коричневые листья. Про остальных вредителей пока сказать сложно — они сейчас только начинают просыпаться, на их работу со временем посмотрим», — рассуждает специалист.
Деятельность листоедов особенно была видна в Видземе и Латгале, где были очень сильно повреждены листья на березах, а также яблонях в садах. Но это внешние повреждения, деревья от этого не гибнут. Агнис Шмитс говорит — если придете в июле в березовую рощу и увидите голые деревья, не бегите за пилой, вскоре листья более или менее вырастут снова, если погода не будет очень засушливой.
«Главные повреждения они наносят в июне-июле, потом идут спать и спят до осени, а в сентябре-октябре, когда уже заморозки, они очень активно летают. Но летают самцы, самки только ползают. И если мы хотим позаботиться о своих плодовых деревьях, то очень эффективный метод борьбы — где-то в сентябре сделать на деревьях пояса из клейкой ленты. Тогда самки не смогут забраться по стволу на крону дерева и отложить яйца. Но это надо делать осенью, сейчас поздно», — советует представитель института Silava.
Такие «пояса» надо наклеивать на стволы на высоте примерно 50-70 см от земли. Если нынешним летом увидите последствия пиршества листоедов на плодовых деревьях, то в сентябре последуйте совету профессионалов и сделайте пояса. Ущерб в плодовых садах от этих вредителей может быть весьма значительным.
Оскар Залькалнс рассказал, какой урон наносит хвойным деревьям короед и как это сказывается на древесине: «Свежие следы деятельности короеда портят визуальный вид древесины, там синий грибок идет по прогрызенным ходам. О цене сказать не могу, но, конечно, у поврежденной древесины цена может быть ниже. Но это все зависит от вида переработки, что из этого материала хотят сделать. Короеды живут на внутренней части коры и внешнем слое древесины дерева, не глубже миллиметра. А вот когда древесина мертвая, там уже другие виды древоточцев берутся за дело, они по всему древесному стволу идут. И вот это уже такие вредители, которые могут повредить древесину очень существенно».
Оскар Залькалнс советует лесовладельцам в конце мая обследовать еловые угодья и внимательно смотреть, нет ли возле корней коричневой «муки» из коры — это следы деятельности короедов. Если есть — обращаться в лесничества, чтобы можно было сделать что-то для спасения лесопосадок и ограничения деятельности вредителей. Полностью их не уничтожить, но их вредительские возможности уменьшить можно.