Полный выпуск смотрите здесь
На вопрос ведущей Алёны Борисовой, есть ли эффективные способы перестать тревожиться, Ирина Якутенко заметила, что современный человек скорее переоценивает свой уровень стресса.
«Я скажу, что вообще-то нам пора всем повзрослеть и принять мысль, что стресс — это нормально.
Идея, что сейчас мы в каком-то таком невероятном стрессе, иллюзорна. Просто представьте себе жизнь обычного человека 200 000 лет назад, когда фактически любой день мог стать последним.
Вышел из пещеры после дождя, не заметил мокрую корягу, подскользнулся, сломал ногу, племя ушло дальше, бросив тебя, ты умер. Вышел из пещеры, не заметил тигра в кустах, он тебя загрыз, ты умер. Или ты выжил, но потом умер от сепсиса, ведь никаких антибиотиков нет. Или ты подцепил какой-то вирус и умер. Это сейчас у нас есть вакцины, а тогда ничего этого не было», — предложила она мысленный эксперимент.
Собственно, и до смерти жизнь в пещерах (да и в куда более поздние времена) была довольно мучительна. Болели зубы, болела голова, живот другие органы — и не было обезболивающих, не было никаких специалистов, способных как-то облегчить страдания. Так что если кто доживал лет до 30, он скорее всего регулярно испытывал боль и дискомфорт другого рода.
«То есть представление, что это у нас сейчас какой-то особенный стресс, возникает потому, что мы не смотрим назад в историюю. Нет,
люди всегда жили в стрессе, люди всегда жили в дискомфорте. А сейчас мы живём во времена, когда эти состояния минимальны по сравнению со всем тем, что было в прошлом.
Просто сейчас мы стали гораздо более чувствительны к этому», — подчеркнула И. Якутенко.
Она пояснила, что чувствительность к стрессу связана с работой мозга, который в принципе настроен на поиск проблем. Производя этот мониторинг, он обнаруживал опасность, а с опасностью надо что-то делать — убежать от нее, убить ее, каким-то образом устранить.
«Если бы мы не испытывали стресса и дискомфорта, то это что-то нас убивало бы, потому что мы бы этого не замечали. Как боль нужна нам для того, чтобы мы поняли, что где-то есть проблема. Есть люди, которые не чувствуют боли и им очень плохо живётся: они могут вылить на себя кипяток и не заметиь, что с ними происходит что-то плохое, и в итоге получают страшные ожоги. Поэтому функция стресса нам помогает», — продолжила журналист и блогер.
Поэтому, по ее словам, в общем случае лучшее, что можно сделать со стрессом — это принять, что он естественная, неотъемлемая и, главное, нужная часть нашей жизни.
«Мы так переживаем из-за стресса, потому что считаем, что где-то есть такая райская жизнь без стресса, когда всё хорошо, все кругом только созидают, с утра до вечера, сидят в позе лотоса и говорят "ом", ни о чём не заботясь. Но такого состояния не существует. […]
К тому обычному стрессу, который является нормальной частью жизни, надо научится относиться именно так — как к нормальной части жизни. Тогда ты не будешь так сильно из-за него переживать», — заверила И. Якутенко и призвала прекратить стремиться к состоянию, которое невозможно по определению — это лишь усилит чувство неудовлетворенности. Иными словами, если разболелась голова, в общем случае можно принять таблетки и не цепенеть от ужаса, проблемы на работе можно решить тем или иным способом и т.д..
«Нам кажется, что где-то есть райская жизнь без стресса, а у меня один сплошной стресс, значит, я как-то не справляюсь со своей жизнью, я, наверное, неудачник... Конечно, так накручивая себя, можно прийти и к депрессии или к похожему на депрессию состоянию.
Если изменить отношение и понять, что стресс и дискомфорт — это норма, это часть нашей жизни, то они куда меньше будут нас беспокоить, потому что мы начнём наконец конструктивно с этим взаимодействовать. Мы начнём думать не о том, как бы избавиться от стресса и дискомфорта, а о том, что нам делать с этим стимулом, который вызывает этот стресс и дискомфорт. То есть это не наш враг, это наш друг, но вот таким отношением, как у нас сейчас, мы превращаем его во врага», — сказала гостья передачи.