Убийство на охоте. Следствие завершилось, но вопросы остались

Год назад при подозрительных обстоятельствах на охоте был застрелен предприниматель Янис Гаркалнс. В январе суд должен начать рассматривать дело возможного стрелка, бывшего начальника полиции Рижского региона генерала Юриса Шулте. В рамках отдельного уголовного процесса идет суд и над полицейским, который прибыл на место происшествия. Но все еще неизвестно, почему убийство Гаркалнса не было замечено сразу или умалчивалось, отмечает программа De facto Латвийского телевидения.

В конце ноября прошлого года во время охоты, которая проходила в Стопиньском крае, погиб человек. В ночь на 26 ноября на место происшествия прибыли сотрудники полиции, Государственной пожарно-спасательной службы и скорой помощи. Первоначально было установлено, что человек умер естественной смертью, но позже, после осмотра судебно-медицинским экспертом, были обнаружены признаки насильственной смерти.

Согласно предварительной информации, трое охотников ждали дичь каждый на своей вышке, которые расположены на расстоянии 200-400 метров друг от друга. По первоначальной информации, одному из охотников на вышке стало плохо, и он умер, но позже выяснилось, что мужчина получил огнестрельное ранение.

Убит был предприниматель Янис Гаркалнс, владелец охранной фирмы Alabais.

Сведения о случившемся появились лишь несколько дней спустя, вызвав много вопросов.

Сперва было объявлено о желании генерала Юриса Шулте выйти на пенсию по выслуге лет. Затем выяснилось, что за неделю до этого Шулте участвовал в охоте, на которой произошел несчастный случай. Неясность усилилась после официальных заявлений — то, что Гаркалнс был застрелен, было констатировано не на месте происшествия, а позже — во время экспертизы.

Тогдашний министр внутренних дел Кристап Эклонс после случившегося говорил: «Медики констатировали смерть человека по естественным причинам. Это произошло ночью в субботу или воскресенье. Человека привезли в морг, а когда на следующий день делали экспертизу, мы узнали, что человек умер не из-за естественных причин, а из-за огнестрельной раны».

Учитывая, что в охоте принимал участие заместитель начальника Госполиции Шулте, следствие передали Бюро внутренней безопасности, которое находится в подчинении министра внутренних дел. О ходе следствия ведомство молчало месяцами. Параллельно собственную служебную проверку начала Госполиция.

В марте начальник Госполиции Арманд Рукс на ежегодной пресс-конференции рассказывал, что в отношении одного из должностных лиц были усмотрены признаки дисциплинарного нарушения, но не было существенных последствий — и упомянутая персона отделалась выговором. Против еще двух полицейских на тот момент дисциплинарные дела еще продолжались.

Рукс отметил, что полиция запросила мнение прокуратуры, не усматриваются ли в произошедшем признаки преступного деяния, а потому дисциплинарное дело затянулось. При этом Рукс заявил, что Госполиция и ее руководство никоим образом не пытаются повлиять на выяснение обстоятельств случившегося, допустив, что полицейские могут лишиться работы.

Но этого не произошло. Оба полицейских все еще на службе. В полиции пояснили, что они наказаны выговором, поскольку недостаточно профессионально работали на месте происшествия. Но у полиции нет сведений, что их деятельность повлияла на следствие в отношении генерала Шулте.

Однако в октябре Бюро внутренних расследований потребовало обвинить одного из полицейских, наказанного выговором, в преступном деянии.

Прокуратура предъявило обвинение и бывшему начальнику Гополиции Рижского региона Юрису Шулте, и одному из полицейских, прибывших на место происшествия. Шулте будут судить за убийство, а второго работника полиции — за подделку документов.

Прокурор по обеим делам Даце Нусбаума отказала De facto в интервью, прислав письменные ответы.

Из информации прокуратуры и суда следует, что обвиняемым в рамках второго уголовного процесса является младший инспектор Госполиции Алдис Дзерве. Параллельно он работал в Муниципальной полиции Ропажского края. Полицейский обвиняется в умышленном занесении недостоверных сведений в следственный протокол, что не относится к причине смерти умершего, но связано с фиксацией предметов на месте происшествия. О каких именно предметах идет речь, прокуратура не сообщает.

Шулте обвинили в непреднамеренном убийстве еще летом: он сделал выстрел из принадлежащего ему ружья.

Из ответов прокуратуры не становится ясно, действительно ли никто не заметил, что человека застрелили на охоте, и были ли попытки скрыть следы? До суда прокуратура на этот вопрос отвечать отказывается.

«У пострадавших есть основания думать, что, возможно, непредоставление информации об обстоятельствах смерти было попыткой умолчать реальные обстоятельства, при которых погиб Янис Гаркалнс», - говорит адвокат семьи Хелена Пурвиня.

Из сказанного ею следует, что на протяжении многих дней семье никто не говорил о случившемся на охоте: «Пострадавшие выражают огромное недоумение в связи с тем, как они вообще узнали о том, каковы были причины смерти. Только получив справку из морга перед похоронами, ничего не подозревая, семья выяснила, прочитав в свидетельстве о смерти, что смерть наступила от огнестрельной раны».

Пурвиня считает, что дальнейшее расследование убийства со стороны Бюро внутренней безопасности и прокуратуры велось достаточно профессионально.

Рижский районный суд в Юрмале планирует приступить к рассмотрению дела об убийстве предпринимателя Гаркалнса, обвиняемым в котором является генерал полиции Шулте, в январе следующего года. Ни Шулте, ни обвиняемый в рамках второго уголовного процесса Дзерве не отозвались на просьбу Латвийского телевидения о комментариях. Согласно ответам прокуратуры, оба подозреваемых не признают обвинений.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное