Центр подростковой и юношеской психотерапии специализируется на работе с подростками и молодыми людьми в возрасте 12-25 лет, помогая им справиться с психоэмоциональными трудностями. Это одна из организаций, которые получат пожертвования в рамках благотворительного марафона Латвийского Радио 5 Dod pieci!
Гаваре отметила, что деньги могут действительно помочь, так как многие молодые люди не могут позволить себе помощь, часто не хватает средств и самим организациям. При этом главное, что может сделать каждый, – это проявить заботу и внимание к окружающим его молодым людям.
«Главная поддержка — это забота, отношение и любовь, но финансовая помощь также нужна и эффективна», — сказала Гаваре.
Пандемия, война в Украине, социальные сети – все это влияет на эмоционально-психическое состояние подростков и молодежи. Есть молодые люди, которые могут ко всему этому адаптироваться, но у многих юношей, как и у многих взрослых, в данный момент повышена тревожность, есть трудности с концентрацией внимания, мотивацией, нет понимания, как наладить отношения и начать разговор. Подросткам сложнее все это пережить, чем взрослым.
С наступлением полового созревания подростки и их семьи часто сталкиваются с некоторыми проблемами. Чаще всего у подростков они проявляются в виде поведенческих или эмоциональных нарушений. Как понять, что проблемы, с которыми сталкивается подросток, уже не являются нормальным проявлением подросткового возраста и необходимо обратиться к специалисту?
«Что такое так называемые красные флажки? Знаете, каждый родитель знает своего ребенка и видит, если он изменился, если подавлен больше обычного, если у него нет друзей, если он изолируется, тревожится, если хуже учится. Я за превенцию, если вовремя обнаружить эти проблемы, можно обойтись без большой помощи. Если их запустить, это превращается в снежный ком, все сильно усложняется.
Я бы предложила родителям обратить внимание на своих детей и посмотреть, что с ними происходит, что они чувствуют», — призвала Гаваре.
Тревога, депрессия, подавленность. К какому специалисту обращаться – психологу, психотерапевту или психиатру? По мнению Гаваре, начинать следует с психолога или психотерапевта, который поговорит с родителями, разберется в ситуации, познакомится с ребенком и при необходимости привлечет психиатра.
При этом корень проблем не всегда скрывается в семье – ребенок не рождается чистым листом. У каждого — свой темперамент, разная способность адаптироваться к эмоциональным ситуациям.
«Да, семья играет роль, но есть еще биологические факторы — темперамент, особенности личности. Потом есть семья, а есть среда, в которой молодой человек находится — школа, друзья. Потому что [ответственна] не только семья, но семья должна это замечать и иметь возможность поддержать ребенка. Если она этого не делает, проблемы усугубляются», — пояснил Гаваре.
Она призывает молодежь говорить с родителями.
«Поговорите с родителями, скажите, что вы хотите пойти к психотерапевту. Это первое. Второе — можно пойти к школьному психологу, хотя к школьным психологам у юношей тоже смешанные чувства, также всегда можно погуглить. Социальными сетями они [молодёжь] владеют лучше нас — думаю, это не так уж сложно в наши дни, найти специалиста, который сможет помочь. Вопрос в том — хотят ли молодые люди этим заниматься и видят ли в этом смысл это», — оценил Гаваре.
Здесь, в свою очередь, есть работа для сверстников и окружающих – побудить молодых людей рассказать о своих проблемах и обратиться за помощью.
«Только мы вместе можем помочь. Взрослые тоже видят, что происходит — подойдите к этому ребенку, не игнорируйте его, найдите в себе силы. Я действительно верю, что все можно решить. Отношения можно исправить, можно создать новые. Главное не сдаваться и действовать», — заключила Гаваре.