Опрос LSM: многие русскоязычные хотели бы уменьшить помощь Украине

Большинство жителей Латвии считает, что помощь Латвии Украине следует сохранить на прежнем уровне или увеличить. Но противоположного мнения придерживается значительная часть русскоговорящих — они считают, что латвийскую помощь Украине нужно сократить. Такие результаты дал опрос общественного мнения, проведенный исследовательским центром Norstat в сотрудничестве с LSM.lv.

По данным опроса, 32% респондентов считают, что поддержку Украины следует сохранить на существующем уровне. 20% полагают, что помощь нужно увеличить: 12% отметили, что нужно увеличить существенно, 8% думает, что стоит немного увеличить.

 

Но 32% опрошенных считают, что помощь Латвии Украине следовало бы уменьшить. 9% выступают за небольшое сокращение, а 23% думают, что уменьшить помощь следовало бы существенно.

Foto: "Norstat"

Увеличение помощи Украине больше поддерживают мужчины (24%), чем женщины (16%).

КОНТЕКСТ

Опрос проводился с 27 февраля по 6 марта, в нем участвовало 1011 человек — репрезентативная выборка жителей Латвии в возрасте от 18 до 74 лет, которые пользуются Интернетом не реже раза в неделю.

Но самые большие различия наблюдаются в зависимости от национальности и языка семьи опрошенных. Согласно полученным данным, только 4% русских считают, что помощь Латвии Украине нужно нарастить. Среди латышей такой ответ дали 30%.

С тем, что Латвии следовало бы уменьшить свою помощь Украине, согласно более половины опрошенных русских латвийцев (53%) и русскоговорящих (55%).

41% русских и 44% русскоязычных считают, что помощь Украине следует заметно сократить.

Такие взгляды отражаются и на уровне регионов: в Латгалии 50% респондентов считает, что поддержку Украины следует уменьшить — тогда как в Видземе такого мнения придерживается только 25% опрошенных.

«Та часть общества, которая два года назад встала на сторону Украины, до сих пор твердо поддерживает украинцев. Но те 30%, кто против помощи Украине, никогда и не были за», —

признала в беседе с LSM.lv руководитель благотворительного общества Ziedot.lv Рута Диманта.

«Это вопрос убеждений: ты или за соблюдение международного порядка и за право самоопределения народов, или ты придерживаешься империалистического российского мировоззрения. Не секрет, что и среди латышей есть люди, которые живут в российском информационном пространстве», — добавила Диманта.

В феврале, когда исполнилось два года с начала полномасштабной войны РФ против Украины, представители правительства оценивали размеры оказанной за этой время помощи Латвии украинцам не менее чем в 650 млн евро. В эту сумму входили отчисления правительства и самоуправлений и пожертвования негосударственных организаций и частных лиц. Глава Кабмина Эвика Силиня («Новое Единство») пообещала, что помощь будет продолжена:

«В этом году поддержка латвийского государства Украине превысит 200 млн евро. Уже с первого дня войны Украину защищало латвийское оружие. Мы обучаем украинских военных. Военная помощь продолжится. Она достигнет 0,25% ВВП».

Лидеры других политических партий тоже поддерживают столь же активное оказание помощи Украине.

«Позиция Латвии как государства — оказывать всю необходимую помощь Украине, потому что мы понимаем, за что Украина борется и какова цена этой борьбы. Это борьба и за нашу свободу, зная об империалистических амбициях России»,

— сказал LSM.lv председатель комиссии Сейма по иностранным делам Рихарл Колс (Национальное объединение).

Профессор Рижского университета им. П. Страдиня, исследователь общественной интеграции Денис Ханов, однако, упрекает латвийских политиков за то, что столь необходимая Украине помощь нередко в коммуникации у них сопутствует с негативным отношением к местным русским и с попытками показать, что большинство латвийских русскоязычных якобы поддерживает режим Путина. Это влияет на восприятие этой части общества: у людей возникает ощущение, что поддержка Украины связана с борьбой против местных русских, говорит Ханов.

«По-моему, нужно больше рассказывать, что и латвийские русскоговорящие — против войны, что многие из них поддерживают Украину, что в Латвии очень много смешанных семей, в том числе браки с украинцами»,

— сказал профессор в беседе с LSM.lv.

Ученый указывает, что среди латвийских русскоязычных сейчас наблюдается очень выраженная поляризация, она нередко проявляется даже в рамках одной семьи.

«Там порой доходит до таких конфликтов, что члены семьи больше не разговаривают друг с другом. Сам в своем роду вижу, что пропасть между разными поколениями может быть очень глубокой», — сказал Ханов.

Он полагает, что латвийские русские информацию о войне в Украине получают из самых разных источников: и из местных СМИ, и из таких независимых российских масс-медиа, как «Медуза», но есть много и тех, кто до сих пор потребляет контент российских пропагандистских каналов.

Ханов работает также в Германии и рассказывает, что и там много русских, которые живут на благополучном Западе, но мечтают о созданном российской пропагандой воображаемом мире, где Путин предлагает простые ответы на сложные вопросы.

«Я понимаю коллективную травму и историческую память латышей, сложившуюся из представления, что в 1940 году в их страну вторглись «русские», а не солдаты советской армии. Так что

хоть я и против деятельности Лианы Ланги (кампании по «дерусификации»), я осознаю, что эти действия — это проявление боли, копившейся поколениями. И теперь война в Украине снова напомнила об этой травме».

Ханов указал, что латвийские русские оказались в весьма сложной ситуации, когда им приходится пересматривать корни своей идентичности.

По мнению ученого, российский диктатор Владимир Путин на десятилетия вперед отравил всё, связанное с Россией и русской культурой.

«Немецкий писатель Томас Манн после Второй мировой войны писал, что во время правления Гитлера культура его народа 12 лет была нацистской культурой. И теперь мне нужно осознать, что в Европе — новая нацистская культура, которая говорит на одном из славянских языков. Это чрезвычайно больно осознавать. Поэтому нам всем вместе надо подумать, как помочь части нашего общества справиться с этой катастрофой и, в принципе, с нуля создать новую идентичность», — сказал профессор.

«Любая война когда-то заканчивается, а нам нужно понять, какой «мирный договор» заключить в латвийском обществе. Нам самим себе нужно задать вопрос: как мы здесь в Латвии заживем после войны?

Ясно, что в Латвии было и будет мультиэтничное общество с доминирующим статусом культурной нации латышей. Латвийское общество очень пестрое, у нас больше 100 этнических групп, но в публичном пространстве всё упрощается до двух обозначений LV или RU.

Я упрекаю политиков в том, что они ведут разговор не об общем, но о среде, в которой отрицать инаковость становится чрезвычайно выгодно»,

— резюмировал Денис Ханов.

Однако сейчас, пока идет война России против Украины, дискуссии об интеграции латвийского общества отходят на второй план, потому что главная задача — помочь Украине победить, чтобы российский империализм не смог еще глубже протиснуться на территорию Европы.

«В Латвии на фоне Европы — очень большая поддержка Украины, особенно если мы посмотрим на работу волонтеров и пожертвования. Это ясный индикатор, что жители Латвии готовы помогать Украине», — сказал Рихард Колс.

Глава Ziedot.lv Рута Диманта рассказала, что число благотворителей, поддерживающих Украину, стабильно — может быть, несколько уменьшилась средняя сумма пожертвований от частных лиц и предприятий. Обычно это от 20 до 50 евро, но есть и такие люди, кто жертвует ежемесячно сотни евро.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное