Основная функция государства состоит в том, чтобы помочь каждому жителю пройти через кризисные времена, однако помогать каждому предприятию оно не может и не должно, считает главный экономист Банка Латвии Олег Красноперов.
«Если предприятие еле-еле выживает, платит низкие зарплаты, условия работы ужасные, оно бы уже закрылось в 2020 году, но, чтобы получить государственные субсидии оно еще на два года осталось. Сейчас опять претендует на субсидии. Зачем такое предприятие нужно? Одни предприятия закрываются, другие открываются, так было всегда», — сказал Красноперов.
Вопрос выживания компаний — это вопрос конкуренции и эффективности, отметил экономист, декан Факультета бизнеса, управления и экономики Латвийского университета Гундар Берзиньш.
«В принципе выживает тот, кто быстрее приспосабливается к переменам и может работать в новых экономических условиях.
Такие предприятия всегда выживают. Выживают продуктивные и эффективные компании», — подчеркнул Берзиньш.
Он добавил, что если по какой-то причине компания не может быть эффективной, то экономическая эволюция и конкуренция расставляют все по своим местам.
«Это совсем не просто, потому не каждый — предприниматель. Это риск», — признал Берзиньш.
По его мнению, Латвии нужна система поддержки тем компанией, которые продуктивны на долгосрочной основе.
Олег Красноперов отметил, что подобная поддержка уже есть в виде кредитования и софинансирования из Еврофондов.
В то же время главный экономист Банка Латвии сказал, что он против государственных стратегий, в которых выделяются отдельные отрасли, ведь чтобы увеличить финансирование одной отрасли, нужно забрать у других. Красноперов подчеркнул, что
государство должно предоставлять равные возможности для всех отраслей.
«Всякие документы государственного планирования, план национального развития, благосостояния… Было понятно, когда принимались эти документы, что они нереалистичны, выполнятся не будут. Это чиновники среднего звена пишут, потом депутаты правительства понимают, что это нереализуемо, но какие-то громкие слова, может быть, оттуда берут (…), просто отмываются деньги таким образом и все», — сказал Красноперов.