Полный выпуск передачи смотрите здесь.
«Вопросы гражданской защиты и наши достижения в ней можно оценивать с разных точек зрения. По-моему, абсолютно неправильно давать оценку, что у нас всё плохо только потому, что сегодня мы не такой стадии развития, как Швеция или Финляндия», — заявил заместитель госсекретаря Министерства внутренних дел Янис Бекманис, очевидно, реагируя на показанный в начале передачи сюжет, где, в частности, речь шла о системе убежищ в Швеции.
«В самом сюжете мы видели вход в бомбоубежище, которое явно сделано в скале. Покажите мне в Латвии хоть одну скалу, где мы можем сделать подобное. А Финляндия вообще на скалах стоит. И это уже большая разница», — заметил чиновник.
Впрочем, добавил он, еще больше на состояние системы гражданской защиты (и в том числе физической инфраструктуры для нее) повлияло прошлое. В отличие от скандинавских стран после Второй Мировой войны Латвия была частью Советского Союза, а, вырвавшись из него, довольно быстро попала в НАТО. Что, по словам чиновника, позволило нам думать «слава Богу, нас кто-то защитит» и как бы лишило смысла оставшиеся от СССР бомбоубежища.
«Мы на уровне обывателя даже не понимали, зачем нужны эти старые советские артефакты: зачем это всё нужно, если я хочу жить в мире?
Если бы тогда правительство вкладывало большие деньги на поддержание в рабочем порядке тогдашних бомбоубежищ или тем более на их развитие, люди просто не поняли бы, зачем это делать»,
— считает Янис Бекманис.
Сейчас ситуация изменилась. Сосед развязал войну, что заставило и нашу страну по-новому посмотреть на многое, в том числе на защиту гражданского населения.
«Естественно, что в ближайшие три или пять лет мы не построим новые бомбоубежища. Но мы можем заложить основы для развития этого вопроса. Возможно, скопировав какие-то решения у соседей. Одно из из возможных решений — обязать девелоперов при строительстве больших зданий, соответствующих определённым критериям (скажем, по числу этажей или по числу людей, на которых оно рассчитано), строить также подземные автостоянки, как в Швеции и Финляндии, способные выдержать определённые удары каких-то ракет. Это конечно не спасёт от атомных бомб», — сказал чиновник
Но и строительство убежищ решает лишь часть вопросов, ведь людям в укрытии нужна не только физическая защита, заметил замначальника Государственной пожарно-спасательной службы (ГПСС, VUGD) Интар Зитанс.
«Человек там укрывается на час-два, на день, на ночь… Значит, нужна питьевая вода, какие-то минимальные продукты. И, главное, туалеты»,
— подчеркнул он.
По его словам, в странах и городах, где развиты системы метрополитена, есть соответствующая инфраструктура; при создании подземных убежищ в скалах сопутствующие нужды обычно тоже учитываются. Их должны учитывать и мы, развивая свою систему гражданской обороны. И помнить, что одного подвала, где можно спрятаться, недостаточно.
Впрочем, думать о гражданской обороне должно не только государство, но и сами граждане. Особенно с учетом того, что возможны ситуации, когда государство просто физически не может дотянуться до конкретного человека.
«У меня в подвале стоит коробка с консервами и две упаковки с минеральной водой. […] И, в принципе, при
любой катастрофе любой человек должен быть готов к тому, чтобы обеспечить себя на срок от суток до двух недель.
Не важно, пропало ли электричество или разразилась снежная буря. Что у нас уже было в 2005 году. Я тогда работал в Алуксне (не секрет, что это такой снежный центр Латвии). Тогда мы до некоторых отдельных домов добрались только через пару недель», — поделился И. Зитанс.
Самоуправления, по его словам, тоже при разных катастрофах должны действовать более-менее одинаково. Потому что нет такой уж принципиальной разницы, надо эвакуировать людей из-за наводнения или лесного пожара. Т.е. они должны уметь обеспечить транспорт, объяснить, где собираться и др, обеспечить кров нуждающимся и др.
«И это, в принципе, уже у нас работает — например, при пожарах, при угрозе обрушения зданий. И тот же механизм мы использовали, чтобы расселить беженцев из Украины. В принципе, один механизм универсально применим для всего», — заверил представитель ГПСС.