Инфляции уже нет, а сильного роста ещё нет — интервью с главой Банка Латвии

Высокой инфляции больше нет, проценты по кредитам падают, но и сильного экономического роста пока не наблюдается. В чем причина? Зачем коммерческим банкам возвращаться в провинцию? Будет ли снижен пенсионный возраст и какова вероятность вывода наличных денег из обращения? Об этом и многом другом президент Банка Латвии Мартиньш Казакс рассказал в интервью ведущему программы «Домская площадь» Андрею Хуторову на Латвийском Радио-4. 

- В Банке Латвии прошла дискуссия экспертов «Процентные ставки падают – означает ли это свет в конце тоннеля?» Какой свет видите вы?

Инфляция «прижата» к низким уровням, процентные ставки начали идти вниз, но нуля не будет

- В этот момент новости, несомненно, хорошие. Два года назад мы видели, как стремительно поднялась инфляция. И чтобы притормозить её негативное влияние, единственным механизмом в руках центральных банков было повышение процентных ставок. В настоящий момент мы видим, что это было очень правильным решением. Инфляция прижата к самым низким уровням, при которых может начаться экономический рост. Первое снижение уже произошло. Что будет дальше, зависит от того, как поведёт себя инфляция. В Латвии она очень низкая – близкая к нулю. В среднем по Еврозоне по-прежнему – 2.6%. Поэтому заявленная цель в два процента пока не достигнута. Но глядя с сегодняшних позиций видно, что цикл снижения процентных ставок начался, проценты начали идти вниз. Насколько стремительным будет дальнейший темп, будет зависит от нашей убеждённости в том, действительно ли эта инфляция закончилась и больше не вернётся.

- Что значит «Закончилась»? Это — ноль, или инфляция со знаком «минус»?

- Нет. Нам в Еврозоне нужно приблизится к этим средним двум процентам. Сейчас мы оценили прогресс снижения. И можно начинать снижать ставки. Но осторожность в известной мере нужно сохранить.

- Вы отметили разную ситуацию с уровнем дороговизны в разных странах. Возможна ли дискуссия, что на этом фоне в Латвии проценты по кредитам могут быть соответственно ниже, чем, скажем в Греции или Португалии, где инфляция намного выше?

- Дискуссии об этом могли бы быть, если бы в Еврозоне были разные монетарные политики. Но монетарная политика для всех одна. Поэтому одной стране она подходит как перчатка к руке, другой – не очень. Но это не значит, что у этого не может быть решений.

- Например, здесь в Латвии…

- …фискальная политика, через налоги, политика рынка труда, структурная политика… Так что монетарная политика – лишь один конкретный инструмент. Но чтобы построить дом, требуется много инструментов. Одной только пилой всё сделать не получится!

Рекорд по выдаче «быстрых кредитов» на фоне рекордных ставок

- В течение прошлого года, когда процентные ставки находились на самом высоком историческом уровне, в Латвии выдали исторически рекордное количество небанковских кредитов. На сумму 744 миллионов евро. Что-то не сработало, что получатели «быстрых кредитов» не заметили эти высокие проценты?

- Конечно, заметили. Но у небанковских финансистов проценты обычно настолько высокие, что колебания  EURIBOR на четыре процентных пункта несущественно меняют цену кредита. Тут влияние относительно ниже. Монетарная политика срабатывает на финансовые инструменты, которые следуют за процентными ставками. С быстрыми кредитами это эффект не настолько большой.

Но здесь я хочу отметить, что

люди берут небанковские кредиты, поскольку получить их в банках намного труднее: требования – выше, доступность затруднена. Поэтому я смотрю на другой аспект. Не были ли банки слишком осторожными? По-моему, были.

Мы видим, что в части случаев банки избегают рисков с клиентами, а не руководят этим рисками. И мы с ними об этом много говорили. Мы видим улучшения: проценты начинают постепенно снижаться не только потому, что ставки снижает Центральный банк, но и банки уменьшают свою добавочную маржу.

Мы сейчас много посещаем регионы. И слышим жалобы, что банки стали безличными. С началом ковида они ушли из регионов, перейдя на цифровые и отдалённые каналы в общении с клиентами. И это вызывает смятение. Конечно, и тут есть улучшения. Но нам в Банке Латвии хотелось, чтобы изменения к лучшему происходили стремительнее.

Доступность финансовых услуг: нужно чтобы банки вернулись в провинцию

- Как вы оцениваете идею политиков превратить «Алтум» в государственный банк?

- Здесь две части. «Алтум» должен продолжать заниматься тем, что он делал до сих пор – заполнять пустующие ниши на рынке, где частные банки не столь активны. И они это хорошо делают. Превратившись в государственный коммерческий банк им всё равно придётся работать по принципам частных банков – никакой особой поддержки там быть не может. Зачем изобретать велосипед, если уже есть частный сектор? Здесь следует говорить о том, чтобы заставить частный сектор быть активнее.

В частности, мы выступили с предложениями к законодательству требовать от коммерческих банков конкретного присутствия в регионах.

Если их там нет, то придётся обеспечить такое присутствие. Например, сейчас в Бауске, Лимбажи, Мадоне, Кулдиге, даже в Юрмале у банков нет ни одного филиала. Людям приходится ехать из Юрмалы в Ригу или Тукумс. Но мы считаем, что банк должен быть и в Юрмале, так как это достаточно большой центр экономической активности.

- Каждому банку придётся быть в каждом из регионов, такова идея?

- Нет. Это было бы слишком дорого. Зная, что каждая услуга имеет цену, с этим не следует перегибать. Просто люди не смогут себе это позволить. Но факт – банков сейчас мало. Поэтому идёт дискуссия о том, где эти «дыры» и как их заполнить? 

- В центре внимания последних дней – Rail Baltica. Сначала - новости о четырёхкратном удорожании проекта. Затем заявление Госконтроля, что строительство железной дороги под угрозой, так как Латвии не хватает более 7-ми миллиардов евро, которые нужно где-то найти. В будущем это – риск для экономики и дыра в бюджете?

- Я воздержусь от детального комментария,  поскольку ещё не видел эту оценку. Но сам проект, как таковой, очень важен для Латвии как с точки зрения безопасности, так и экономики. Но есть ли у нас в кошельке государства сейчас столько денег, чтобы всё оплатить? Нет! Поэтому нужно искать решения – или сократить объёмы проекта, или смотреть на иные виды финансирования. Частично в виде частного партнёрства. Как мы видим, об этом говорится.  Подождём, какими будут решения.

- 2030-тый год – как завершение строительства Rail Baltica вам кажется реальным?

- Это – вопрос желания и воли. Точку нужно будет поставить. Риск большой – проект большой, сложный и в некоторых местах затянувшийся. И, действительно, есть риск, что до 2030-го года он может быть не закончен. И если всё решат построить в последний момент, это будет очень дорого и с привлечением иностранных строителей.  А, значит, часть прибыли уйдёт вне Латвии.

Налоговые изменения: дискутируйте не только о повышении НДС

- Какова оценка экономической и бюджетной ситуации?

- Начало этого года в бюджете было самым трудным. Потому что инфляции уже нет, а сильного роста ещё нет. В прошлые годы из-за роста цен доходы от НДС повышались стремительно. Но ветер инфляции стих, а вот ветер экономического роста… Хотя… Рост есть, новый бизнес-цикл начался. Это показал первый квартал, когда рост оказался довольно сильным – 0.9%. Но жители пока этого не замечают, рост не настолько стремителен, чтобы повышались бюджетные доходы.

- На этом фоне, наверняка, вы тоже заметили публичную дискуссию министра финансов и премьера о возможном увеличении НДС. Прокомментируйте это намерение.

- Думаю, самое лучшее сейчас – дискутировать не об одном конкретном налоге, а о всём налоговом пакете в целом. Выступить с небольшим пакетом изменений, а не с десятком вариантов, где запутается любой. Самое лучшее сложить дискуссии за последние два года в два-три варианта. Будет ли там НДС, должно зависеть от того, что происходит сейчас с бюджетными расходами, и с другими возможными решениями по доходам.  Я бы сказал, что самый лучший способ повышения этих доходов – за счёт экономического роста. Быстрое развитие означает прирост доходов. И это лучше, чем просто повышать налоги.

- Глядя на Эстонию, где уже повысили НДС, что можно сказать, глядя из Банка Латвии?

- Эстонцы недавно повысили НДС, чтобы увеличить свои расходы. В том числе, на оборону. Конечно, это одно из решений. Но что это значит? Увеличение цен. И инфляция в Эстонии намного выше, чем у нас. Это – легитимный выбор. Но нужно смотреть в контексте всего остального. Говорить о повышении одного налога – всё равно, что лечить одну руку, не зная, что происходит с другой. Поэтому мой призыв – смотреть на комплексные решения.

Пенсионный возраст: работать дольше будем сами и административными методами

- В том числе и на продуктивность рабочей силы? На фоне её дефицита здесь возникает вопрос о привлечении иностранной рабочей силы и, как в некоторых других странах, повышении пенсионного возраста. Это – неизбежность?

- Здесь я хочу отметить два момента. Первый – продолжительность работоспособного возраста. И второй – о пенсионной системе, как таковой.  Что касается первого – если человек живёт дольше, то он и работает дольше. Потому что может работать, и чем дольше люди живут, но не повышается пенсионный ценз, значит, с накопленным пенсионным капиталом придётся прожить больше лет, что труднее с финансовой точки зрения.  Мы видим, что и сейчас после 65-ти лет часть пенсионеров работает. И с увеличением продолжительности жизни мы будем работать дольше.

- Сами?

- Думаю, сами. Но будет необходимость также делать это административным способом. В том числе, и с учётом демографической ситуации, когда меньшему числу работающих придётся содержать больше пенсионеров. И там математически концы с концами не сойдутся. Но тут важно смотреть, чтобы после выхода на пенсию продолжительность жизни  сохранилась такой, как сейчас.  Чтобы не получилось, что работоспособный возраст стремительно повышается, а продолжительность жизни нисколько не увеличивается. Этого нужно избежать.

Если вдруг «час Х»: наличные деньги во время кризиса — вопрос национальной безопасности

- В начале разговора вы отметили, насколько сейчас важна доступность финансовых услуг в регионах. Что практически делается, чтобы сохранить такую доступность в случае пресловутого «Часа икс» в нынешних непростых геополитических условиях?

- Да, мы в Банке Латвии совместно с финансовым сектором сделали достаточно много. В некоторых вопросах мы – даже лидеры во всей Европе. Литовцы и эстонцы тоже смотрят, чему у нас учиться. И нам важно, чтобы они делали то же самое, тогда весь регион стал бы сильнее.

Во-первых, наличные деньги. В настоящее время в Сейме находится Закон о сети банкоматов. До сих пор мы обходились меморандумом с банками, но в сегодняшней ситуации  закон был бы намного лучше. И в нём заложены критерии покрытия сетью банкоматов по всей Латвии. И в стандартной ситуации, и в кризисной.

И это не обязательно какая-то военная угроза. Это могут быть длительные перебои в энергоснабжении, наводнения, бури… Поэтому есть общее количество банкоматов и критическое.

Их намного меньше – около сотни, которые обслуживаются на более высоком уровне, что касается наличия денег, доступа к энергии и интернету. Поэтому в кризисной ситуации человек деньги получит. Наличные деньги – это вопрос национальной безопасности и стабильности в кризисах. И они будут в ходу, пока жители хотят ими пользоваться. 

Но только одних наличных денег мало. Всё больше людей используют банковские карты и безналичные расчеты. И здесь у нас тоже есть решения. Я бы сказал, уникальные в масштабах Европы.

Мы договорились с Visa и Mastercard, что со следующего года физические лица в случае кризиса смогут рассчитаться банковскими картами на 200 евро за покупку горючего, лекарств и еды, если не будет интернет-связи. Поэтому у людей будет возможность купить самое необходимое  и без наличных денег в кошельке.

У нас сложилось хорошее сотрудничество с Министерством экономики, которое определит те центры, где люди смогут рассчитаться таким вот образом. Поэтому жители могут быть уверены в надежности финансовой системы, за последнее время мы сделали очень много и видим очень хороший прогресс. 

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное