«Это было постепенно. Это было постепенное нарастание. Просто те, кто ближе к политике, к политической журналистике или к большому бизнесу, который касается всегда политики, замечали раньше. Потому что это их раньше касалось.
Народ старался этого не замечать. Простой народ всегда такое не замечает, он занимается простой жизнью»,
— ответил Кирилл Набутов на вопрос, когда в РФ возникло ощущение, что государство сворачивает куда-то не туда.
По его мнению, отчасти на это повлиял рост уровня жизни: в магазинах — изобилие, люди стали улучшать свой быт, обрастать ипотекой и пр, и на этом фоне какие-то процессы в стране могли выглядеть не такими уж важными и интересными.
«Двухтысячные годы почему называют жирными? Потому что всё шло вверх, и, конечно, капли падали на стол каждому», — напомнил он.
Но, подчеркнул гость «Открытого разговора», уже тогда, на ранней стадии путинского правления, началось движение к усилению власти, сворачиванию свобод и контролю за информационным полем.
«Были знаковые вещи типа ареста Ходорковского. Была, например, установка блока на определенные фамилии на центральных каналах — уже в 2003 году. Я был в руководстве НТВ одно время. Просто был неофициальный список заблокированных фамилий. Он нигде не висел, но все знали: этого упоминать нельзя, этого нельзя, этого нельзя. И это был первый срок правления Путина. Уже тогда был сигнал, было всё понятно, куда это движется постепенно. На каждом большом канале появились эмиссары — то ли из партии, то ли из органов безопасности», — описал он с чего началось движение к нынешней автократии.
Нынешней же агрессии против Украины, по мнению журналиста, предшествовали «тренировки», которые убедили В. Путина в том, что можно перечерчивать карты государств.
«Была "тренировка" на Грузии. Это — захват 20% территории — сошло с рук. Потом получился бескровный захват Крыма [...]. Потом удалось неожиданно зацепить кусок Донбасса [...] Все получалось. Любой при этом поверит: все нормально, ребята»,
— считает К. Набутов.
«Тем более, что сегодня ясно: информация о том, что на самом деле происходит в Украине, каково состояние украинской армии, украинского общества, оказалось фуфловой. То есть
ни у кого в руководстве в РФ — в военном руководстве, КГБэшном, у Путина — не было представления о том, что они там встретят. И они умылись кровью в первые дни со страшной силой.
И были удивлены: да как же так», — добавил он.
Распространенные же рассуждения про «восемь лет Донбасса» он считает не имеющими смысла, поскольку, по сути, речь шла о попытке отрезать от другого государства кусок территории и о попытке второго государства этому воспрепятствовать.
«Представим, что если сегодня кто-то возьмёт, запустит военизированные подразделения на территорию России и откусит кусок территории. Что должна делать Россия или любая другая страна в такой же ситуации?»
— предложил он мысленный эксперимент.
Именно это произошло с Донбассом: Луганская и Донецкая области являются частью независимого государства Украина, не была готова расставаться со своими восточными территориями.
«Это были части независимого государства. Другого! Оно может нравиться или не нравится, но Советский Союз в 1975 году рукой Брежнева подписал Хельсинкские соглашения о незыблемости послевоенных границ. Это была мечта Брежнева — сделать этот документ памятником своему правлению, в том числе потому, что тогда немцы не требовали бы назад Калининградскую область. Подписали — всё, договорились: мы согласились с тем, что границы есть какие есть, чтобы больше не было войн в Европе», — объяснил журналист.