В 2021 году опросили 421 предприятие. 160 из них заявили, что имели опыт участия в подобных конкурсах. Несмотря на то, что более половины этих предприятий считают, что процедура закупки была прозрачной, и никаких сомнений в ее честности не возникало, существенная часть придерживается иного мнения. 12% уверены, что на победу в закупке повлияла коррупция, 20% допускают, что по этой причине их предприятие проиграло, и еще 11% затрудняются ответить на этот вопрос.
О самой распространенной, по мнению предпринимателей, коррупционной проблеме в связи с государственными и муниципальными закупками Службе новостей Латвийского радио рассказала руководитель центра Providus, политолог Ивета Кажока:
«Порой кажется, что положение о конкурсе составлено так, чтобы только отдельный, конкретный бизнес смог ему соответствовать. Поэтому там нет реальной конкуренции. Чиновник, политик договорился с каким-то бизнесменом: вот, дадим вам закупку, и чтобы выглядело чисто, мы устроим, конечно, конкурс, но в этом конкурсе реально только вы будете соответствовать требованиям.
Примерно 70% всех предпринимателей, которые сталкивались с коррупцией в закупках, говорили о том, что им кажется, что так и происходит в Латвии».
Среди других возможных вариантов проявления коррупции в процессе закупок был назван конфликт интересов среди людей, отвечающих за надзор за результатами конкурса. Также возможен вариант сговора между разными бизнесами и разделение закупок – фирмы могут договориться по очереди принимать или не принимать участие в конкурсах.
Предприниматели, сталкивавшиеся с коррупцией в госзакупках также указали, что иногда кажется, что цена договора, заявленная в закупке – слишком низкая, однако затем, победившая в конкурсе фирма добивается увеличения изначальной цены. У представителей бизнеса есть подозрения, что победитель знал заранее о такой возможности, и цена была занижена намеренно. Чтобы добиться изменения ситуации, проблему нужно решать в долгосрочной перспективе, считает Ивета Кажока:
«Есть эта системная проблема, которая требует изменения законов или каких-то просветительских действий. И вот по этим вопросам мы не слишком смотрим долгосрочно — всё происходит как получится».
Всего в 2020 году Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией начало 39 уголовных процессов, 6 из них – в связи с публичными закупками. Также KNAB в 2020 году передал для начала уголовного преследования 23 дела, 3 из которых относились к коррупции в ходе государственных или муниципальных конкурсов.
В KNAB отметили тенденцию, что число дел о коррупции существенно ниже, чем показывают результаты различных исследований. Это может объясняться тем, что предприниматели не сообщают о возможных нарушениях.