Полное интервью также доступно на YouTube
«Вооружённое нападение на одну или несколько стран НАТО считается актом нападения на все остальные страны НАТО. И они предпринимают действия, которые сочтут необходимыми, чтобы помочь этой стране», — говорится в пятой статье Североатлантического договора.
Это не всегда может означать резкую конвенциональную военную реакцию.
«Конечно, в первую очередь верят в военную реакцию. Но есть и другие варианты. Кроме этой поправки нужно упомянуть и другие пункты, которые говорят, что в первую очередь, должна реагировать сама страна.
Если она не реагирует, остальные могут спросить – как же так? Всё ли ты сделал, чтобы себя защитить? Нужно ли этого опасаться? Думаю, нет. Хотя та же Венгрия ведёт себя по-разному, в ключевых решениях мы видим её поддержку в любом случае», — отметила Струберга.
Эксперт отметила, что после 2022 года само НАТО многое пересмотрело в целях быстрого реагирования в подобных ситуациях.
«Многое поменялось, чтобы обеспечить быстрое реагирование, что до этого вызывало опасения. Несмотря ни на что, в НАТО есть принцип консенсуса, который надо достигать. Основываясь на старых планах, на том, как это описывали американские генералы, это всё-таки означает, что со всеми странами следует договариваться. Сегодня реакция может быть достаточно эффективной. И пока идут разные консультации, милитарный фланг уже может реагировать. Так,
Дания говорит, что может подтянуть свои силы сюда. Американцы только что тренировались – сколько времени нужно, чтобы добраться сюда из больших портов Европы. Всё это означает, что эта готовность есть. Поэтому насчёт пятой статьи нам не стоит сильно опасаться»,
— подчеркнула генсек ЛАТО.
Нужно ли опасаться угроз применения ядерного оружия, которые регулярно звучат со стороны российских политиков? Струберга отметила, что Европа уже привыкла к таким заявлениям, думая о существовании «красных линий», которые не пересечет Владимир Путин. «Думая, что он их не пересечёт, что до сих пор есть каналы сдерживания между американцами и россиянами. Мы знаем, что Китай, как бы дружественно он не относился к России, достаточно ясно дал понять Путину насчёт вот этих “красных линий”», — сказала Струберга.
В то же самое время глава ЛАТО считает сдерживание РФ важным политическим моментом. Струберга привела слова гостившего недавно в Риге эксперта по безопасности из Израиля, призвавшего всегда слушать своего врага и верить, что он угрожает.
«С Россией уже достаточно часто было, когда не Латвия, но другие западные страны не относились к таким угрозам серьёзно. Думая, что это не рационально.
Но рациональность Путина или Си Цзиньпиня иная, чем рациональность Запада. То, что кажется рациональным нам, не обязательно кажется рациональным Путину. Это то, что мы постоянно должны иметь ввиду»,
— подчеркнула Струберга.
Одновременно она признала использование ядерного оружия крайней мерой: «Я полагаю, что Путин не самоубийца».
Вопросы сдерживания РФ, глобальной безопасности и защиты обсуждаются на проходящем 11 июня в Риге Саммите восточного фланга НАТО, о повестке дня которого подробно рассказала гостья «Домской площади».
Саммит стран Восточного фланга НАТО впервые проходит в Риге.
В нем принимает участие так называемая Бухарестская девятка (В9), созданная в 2015 году как платформа для совещаний представителей Болгарии, Чехии, Эстонии, Латвии, Литвы, Польши, Румынии, Словакии и Венгрии.
Саммит проходит в юбилейный год НАТО — в этом году отмечается 75-летие создания НАТО и 20-летие членства Латвии в НАТО.
Целью саммитов стран Восточного фланга НАТО является координирование позиции стран по важным для безопасности и обороны восточного фланга НАТО вопросам перед предстоящими саммитами НАТО.