В понедельник 8 января, после того как в воскресенье в передаче Латвийского телевидения De facto прозвучала новость о том, что Иесалниекс заведует отделом в EDzL, глава Минсообщения Каспар Бришкенс написал в соцсети Х, что «Надзор за крупнейшим в истории Латвии строительным договором следует обеспечить в соответствии с высочайшими стандартами» и что он поручил госсекретарю министерства Илонде Степановой «начать служебную проверку о возможном конфликте интересов и нарушении внутренних нормативных актов» при назначении Иесалниекса на должность.
«Я также поручил держателю долей капитала EDzL оценить возможность обращения в компетентные учреждения», — добавил министр.
В комментариях под публикацией министра в соцсети Х немедленно отметился сам Иесалниекс, заявив, что он «с удовольствием изложит в компетентных учреждениях аргументы, почему такая интерпретация соответствующих норм о «конфликте интересов» в такого рода ситуациях юридически необоснованна». Другие интернет-пользователи указали Бришкенсу, что если предназначавшаяся Иесалниексу должность — не политическая, то незачем министру и вмешиваться.
Экономист, в прошлом министр экономики Вячеслав Домбровский тоже высказался по этому поводу, написав:
«Если бывших политиков вообще не будут брать на работу, и политика станет билетом в одном направлении — кто будет готов идти в политику, на что они будут готовы, чтобы не потерять свою должность? Это очень близоруко, Бришкенс!»
Бывший министр здравоохранения и образования Илзе Винькеле заявила, что, будучи сама в должности министра, позволяла членам конкурирующих политических партий тоже занимать различные ответственные посты. Никакой проблемы в том, что Иесалниекс — представитель конкурирующей с «Прогрессивными» партии, она не усматривает. (Однако и Бришкенс никак не упоминал, что партийная принадлежность Иесалниекса могла иметь значение. — Прим. Rus.LSM.lv.)
Больше внимания в обществе вызвало известие, прозвучавшее в передаче Латвийского телевидения De facto, что Янис Иесалниекс, хоть и юрист по образованию, обладает не столь обширным опытом работы со строительными договорами. На предприятии Eiropas dzelzceļa līnijas, комментируя ситуацию, признали, что такого опыта не было и у других кандидатов (всего их было 19, в финальный тур вышло четыре). Но в основном недоумение общественности связано с вопросом, почему вообще министр сообщения вмешивается, когда речь о приеме сотрудника на работу в госпредприятии, и как это соотносится с практикой хорошего госуправления.