Полный выпуск смотрите здесь
Комментируя показатель явки на только что прошедших выборах, профессор Латвийского университета Юрис Розенвалдс обратил внимание на то, что в этот раз на участки пришли менее 34% — при том, что общественные СМИ голосами разных лидеров мнений целенаправленно призывали участвовать в голосовании.
«Я не помню, чтобы на прошлых выборах я видел так много прямой агитации […] в пользу участия в выборах. Я видел кого угодно: молодых актёров, рок-музыкантов, врачей, которые говорили, что надо идти. И вот при таком, я бы сказал, давлении на избирателя, имеем вот этот низкий процент», — заметил он.
Можно по традиции объяснить низкую явку общим недоверием к политикам, но гость «Открытого разговора» видит более специфический момент: призыв «идите на выборы» не зацепил в первую очередь русскоязычную публику — это видно по росту явки в Видземе, Курземе, Земгале и по его отсутствию или спаду в Латгалии и Риге (причем, заметил Ю. Розенвалдс, в более «латышских» частях латгальского региона явка оказалась заметно выше, чем в более «русских»).
По его мнению, на явку в Латгалии могли повлиять и социально-экономические особенности региона, который остается самым отсталым в Латвии и при этом потерял связи с РФ и Беларусью, которые раньше играли здесь важную роль.
«А второй фактор — общий для Латгалии и для Риги — это то, что
мы сейчас пожинаем в кавычках плоды той антирусский риторики (я подчеркиваю: не антироссийской, которая вполне объяснима по отношению к стране-агрессору, а антирусской!) риторики, которая выплеснулась в последнее время.
Я не говорю о той части жителей Латвии, которая, к сожалению, может быть, спит и видит, как бы с восточного берега Зилупе пришёл новый порядок.
Я говорю о тех интегрированных и в общем-то лояльных русскоязычных жителях Латвии, которые себе задают вопрос: "а кто я тут?".
Это достаточно существенный вопрос. И это плохая новость с моей стороны», — подчеркнул собеседник ЛР-4.
Другой участник эфира, профессор Рижского университета им Страдиня Илга Крейтусе считает низкую активность русскоязычного избирателя опасным признаком: если человеку не за кого голосовать, как бы не нашлась какая-то более партия, которая «подберет» этот «беспризорный» электорат, используя более реакционную идеологию и риторику.